21 ноября
Загрузить еще

Год пропускному режиму в Донбассе: очереди не меньше, проезд - дороже

Год пропускному режиму в Донбассе: очереди не меньше, проезд - дороже
Фото: Преодолеть блокпосты в зоне сложнее, чем пройти любую государственную границу. Фото: «Вернись живым»

Спустя год "КП" в Украине" разбиралась, как эволюционировал пропускной режим и чего ждать от него дальше.

"Что ни поездка - то пытка"

Казалось, за год система должна была "пообтесаться" и нормально заработать. Ведь еще весной заговорили о введении электронных пропусков. В конце лета без особых сбоев заработал сайт, который выдавал разрешения, а сами пункты пропуска не только оснастили компьютерами с интернетом, но и расширили дороги, сделав их похожими на КПП на госгранице. Впрочем, те, кто ездит через линию разграничения часто, говорят: несмотря на все нововведения, проехать блокпосты проще никак не выходит. Тянучки меньше не становятся, о вежливом отношении пограничников часто приходится только мечтать. Процветает коррупция и вымогательство, а на самих постах до сих пор нет банальных удобств вроде тентов от дождя, медпунктов, лавочек и достаточного количества туалетов.

- Что ни поездка - то пытка, - жалуется пенсионерка из Донецка, у которой в Мариуполе дети и внуки, Елена Трифонова. -  Путь от Донецка до Мариуполя, который раньше занимал полтора часа, сейчас - все  10, два-три из которых ты при любой погоде стоишь под открытым небом и ждешь проверки. Стоит ли говорить, в какие суммы сейчас обходится дорога? Нормальная цена за билет на автобус по области - 200-300 гривен, если готов выходить на блокпосту и пересаживаться в другой автобус, около 500 - за путешествие на легковой машине или микроавтобусе, которые могут проезжать "границу". Раньше за эти деньги можно было в купейном вагоне съездить в Киев и обратно. Впрочем, теперь же в столицу и назад дорога стоит 1500 - 3000 гривен. 

Положительные сдвиги есть

Впрочем, даже самые скептично настроенные "путешественники" в зону АТО и обратно уверяют: позитивная тенденция все-таки есть. 

- Страшно вспомнить, что было на первых порах, когда оформить пропуск можно было только в координационных центрах в области, - вспоминает волонтер Екатерина Страхова. - Люди туда приезжали на неделю (к счастью, тогда можно было ездить по справке переселенца), и каждый день стояли в огромных очередях. Сколько было инфарктов и обмороков - не передать. К тому же документы постоянно теряли. Только ко мне за помощью обращались больше 10 человек, которые вынуждены были привозить новые пакеты бумаг по 2-3 раза. А сами пропуски делали по полтора-два месяца. Неудивительно, что тут же "организовались" посредники. До сих пор люди, воспользовавшиеся их услугами, попадаются на подделках. Потом объявили о вводе электронных пропусков, но сайт постоянно не работал. Для того чтобы прикрепить к электронной заявке сканы бумаг, человеку нужно было дежурить у компьютера больше суток, пока документы "прикреплялись". Наконец-то в конце лета система заработала без сбоев и удаленно пропуск себе могут сделать все, кому это нужно, и достаточно быстро. 

СТАТИСТИКА

Пограничники говорят: каждые сутки линию разграничения только через один блокпост проходят от 4 до 6 тысяч человек в зависимости от дня недели.  Всего в регионе сейчас действуют 5 контрольных пунктов въезда и выезда, включая пешеходный в Станице Луганской. Кроме того, пограничники заявили о намерениях открыть первый железнодорожный пункт пропуска под Волновахой. 

ВОПРОС РЕБРОМ

Стоит ли ждать отмены пропускного режима? 

В том, что отмены пропускного режима ждать не стоит, уверены почти все, кого этого касается. Те, кто ездит через блокпосты, объясняют: достаточно только посмотреть на то, как выглядят модернизированные пункты пропуска - как госграница. Впрочем, несмотря на это, волонтеры не устают требовать от властей сделать проезд через "кордон" как минимум более человечным. Сейчас они уже добились от Кабмина подписания большого документа - Плана действий по реализации стратегии в сфере прав человека, который предусматривает три пункта относительно блокпостов. В первом квартале этого года - восстановить движение пассажирского транспорта через пункты пропуска (автобусы отменили еще в начале лета). Во втором - отменить необходимость получения частным лицом предварительного разрешения на проезд линии разграничения (пропуска). А уже в ближайший месяц - оборудовать КПП медпунктами, туалетами, комнатами матери и ребенка, бомбоубежищами, системой оповещения.