Семен Гулак-Артемовский принадлежал к шевченковскому поколению общественных и культурных деятелей. Был талантливым оперным певцом и композитором: его опера "Запорожец за Дунаем" стала первой оперой на национальный сюжет в профессиональной украинской музыке и проложила путь к дальнейшим свершениям в этом жанре.
Как уже писала "Комсомольская правда в Украине", родился Семен Гулак-Артемовский в 1813-м году в семье священника на хуторе Городище (ныне это Черкасская область). Несмотря на то, что был полностью окружен "духовностью" и с малых лет пел в церковном хоре, желанием сделать "божий промысел" смыслом своей жизни не горел.
Конечно, сначала он добросовестно учится, но со временем, захваченный музыкой и пением в митрополичьем хоре Софийского собора, запустил обучение. После неоднократных предупреждений после смерти отца в 1830 году его все же отчислили из училища.
Способного певца приняли в хор Михайловского монастыря, где он вскоре стал солистом.
В 1835 Гулак-Артемовский вернулся на обучение в семинарию и успешно сдал экзамены, намереваясь таки пойти по стопам отца и стать священником.
Однако его судьбу перевернул один случай: во время пения Семена в хоре Михайловского монастыря его голос услышал композитор Михаил Глинка, искавший певчих для Придворной императорской капеллы. Он был сражен бархатным баритоном молодого певца и предложил ему перебраться в Петербург. Гулак-Артемовский согласился и уже вскоре прибыл город на Неве. Был октябрь 1838-го года.
Глинка опекал способного юношу и лично давал ему уроки пения, обучая основам музыкальной теории.
Заработал на обучение публичным выступлением
Обязательные для оперного певца занятия по иностранным языкам Глинка поручил своему другу - литератору и драматургу Нестору Кукольнику, в доме которого произошло еще одно знаменательное событие в жизни Артемовского - К концу 1838 года здесь знакомится с Тарасом Шевченко.
Земляки сразу стали близкими друзьями, и эта искренняя дружба осталась незыблемой до конца жизни поэта.
В это время Глинка искал мецената талантливому певцу для оплаты его обучения за рубежом. В апреле 1839 году он устроил публичное выступление Семена, на который был приглашен весь "цвет" русской аристократии.
Красивый и сильный голос Гулак-Артемовского, его исключительная музыкальность и задушевность очаровала всех присутствующих. Собранные с концерта средства дали ему возможность уже летом того же года выехать в Париж. Учителем по вокалу Гулак-Артемовского стал итальянский певец и композитор. Джулио Аллар.
|
Посвятил романс Шевченко
Первым музыкальным произведением Гулака-Артемовского стал водевиль "Картина степной жизни цыган". Произведение не сохранилось до сих пор, однако в свое время было поставлено на сцене Александринского театра в Петербурге.
В 1851 году Семен написал свое второе произведение - танцевально-хоровую сюиту "Украинская свадьба", в которой были собраны все популярные народные песни.
Дальнейшие творческие попытки певца тоже были тесно связаны с музыкальным театром. Часто выступает в них уже не только как композитор, но и как драматург. Большая часть из написанных им пьес с музыкой была потеряна.
Композитор сочинял и романсы - некоторые на народные слова, а к другим пишет и стихи. Один из романсов - "Стоит явор над водой" на народные слова - был посвящен ближайшему другу Тарасу Шевченко.
Потеря голоса
В конце 50-х годов певец начал катастрофически терять голос. Его постепенно перевели из главных на второстепенные роли. В то время у него возник замысел создать большую, "настоящую" оперу на украинском сюжете. Уже в 1861 году он начал работу над оперой "Запорожец за Дунаем", к которой написал текст либретто, и музыку.
14-го апреля 1863 состоялась премьера оперы в Мариинском театре, где главную роль запорожца Карася исполнил сам автор. Опера много относилась и с большим успехом шла на сцене в течение двух лет.
А затем разразился скандал. Некоторые современники композитора увидели аналогию его оперы с оперой Моцарта "Похищение из сераля". Их не смутило то, что в моцартовской опере речь идет о девушке, попавшей в турецкий плен, которую вызволяет влюбленный в нее юноша. В это же время в "Запорожце за Дунаем" все основано на событиях, когда запорожские казаки были захвачены в турецкий плен, и с большим трудом выбирались из него.
В результате "Запорожца" сняли с репертуара. В Украине оперу поставили лишь через 9 лет после смерти композитора и через 20 лет после ее написания.
Последние годы
Партия Карася стала последней значительной оперной партией Гулака-Артемовского. В 1864 году Гулак-Артемовский перееха в Москву. Еще несколько раз он выходил на сцену Большого театра, однако, почти полностью потеряв голос, уже в 1865 году навсегда покинул сцену и посвятил себя литературной работе.
Умер Семен 6 апреля 1873 в Москве, почти забытый всеми. Похоронили его без почестей на Ваганьковом кладбище.
Посмертная слава пришла к Гулак-Артемовскому лишь в 1881 году, когда знаменитый "театр корифеев" с участием Саксаганского, Садовского, Заньковецкой возродил его "Запорожца за Дунаем".
В 1952 году могилу композитора усилиями артистов музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко привели в порядок. На ней установили новый памятник.
|