Небесный посланник
Семен Гулак-Артемовский родился в 1813-м году в семье священника на хуторе Городище (ныне это Черкасская область). Несмотря на то, что был полностью окружен "духовностью" и с малых лет пел в церковном хоре, желанием сделать "божий промысел" смыслом своей жизни не горел.
Именно поэтому он с трудом закончил Киевское духовное училище. В его характеристике, прикрепленной к аттестату, было написано: "Способностей хороших, но ленив и преленив. Успехов малых".
А вот пение Семен любил и отдавал песне всю свою энергию. Его наставник - Митрополит Евгений (Болховитинов) – даже рекомендовал Гулак-Артемовского в хор Софийского собора. Однажды, когда 25-летний Семен пел в хоре Михайловского монастыря, его голос услышал композитор Михаил Глинка, искавший певчих для Придворной императорской капеллы. Он был сражен бархатным баритоном молодого певца и предложил ему перебраться в Петербург.
Гулак-Артемовский согласился и уже вскоре прибыл город на Неве. Был октябрь 1838-го года.
Так как Семен принадлежал к духовному сану, состоять на гражданской службе не мог. Поэтому Глинке пришлось долгое время добиваться разрешения на учебу от Синода православной церкви. Однако композитор не отступал, и вскоре украинца начали готовить к оперной сцене.
|
Легенда + легенда
Будучи студентом, Гулак-Артемовский познакомился со многими интересными людьми. Его друзьями стали художники Брюллов и Айвазовский. Познакомился он и с Тарасом Шевченко, дружбу с которым пронес через всю жизнь. Так, во время ссылки Шевченко Гулак-Артемовский переписывался с поэтом, помогал деньгами. Он и встречал экс-каторжника. Кроме того, Семен написал песню "Стоїть явір над водою", посвятив ее своему другу Шевченко. Кстати, многие до сих пор считают песню народной.
Глинка принимал активное участие в судьбе своего подопечного. Чтобы отшлифовать талант украинца, композитор устраивал концерты Семена. На один из них и попал владелец уральских заводов и меценат Павел Демидов. Он был настолько покорен пением только набирающего форму Гулака-Артемовского, что профинансировал его поездку во Францию и Италию для завершения музыкального образования.
В 1841-м Гулак-Артемовский дебютировал во флорентийской опере. А год спустя вернулся в Петербург, где начал выступать в Императорской русской опере. Там и прошли следующие 22 года Семена. За время певческой карьеры Гулак-Артемовский исполнил 51 оперную партию, выступил в 11 водевилях и комедиях.
Личная жизнь
О личной жизни Гулак-Артемовского известно мало. Его супругой была Александра Ивановна - дочь декоратора московских театров, талантливая пианистка и арфистка. У пары родились три девочек, однако все они умерли в раннем возрасте. Так что у Гулак-Артемовского остались лишь наследники по линии братьев.
Возможно, именно эта трагедия "разбудила" гения Семена. Он писал музыку, затрагивающую до глубины души. До самых скрытых струн.
|
Обвинили в плагиате
Известнейшее творение великого композитора – его опера "Запорожец за Дунаем". Впервые на украинском языке ее поставили в Мариинском театре, партию Карася в которой исполнял сам Гулак-Артемовский. В Украине опера была поставлена лишь через 9 лет после смерти композитора и через 20 лет после ее написания.
С оперой связан скандал. Некоторые современники композитора увидели аналогию его оперы с оперой Моцарта "Похищение из сераля". Их не смутило то, что в моцартовской опере речь идет о девушке, попавшей в турецкий плен, которую вызволяет влюбленный в нее юноша. В это же время в "Запорожце за Дунаем" все основано на событиях, когда запорожские казаки были захвачены в турецкий плен, и с большим трудом выбирались из него.
Конечно же, не обошлось без завистников и недоброжелателей, раздувших тематическую похожесть до уровня плагиата.
После 13-й постановки оперы Гулак-Артемовский с женой бросил все и уехал в Москву. Он выступал еще год - на сцене московского Большого театра. Однако пережитое сказалось на здоровье певца и Гулак-Артемовский начал терять голос. Вскоре 51-летний Семен ушел на покой.
Вечный покой
Похоронен Гулак-Артемовский, проведший последние годы жизни в Москве, на Ваганьковском кладбище. Со временем могила обветшала, но в 1952 году усилиями артистов музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко на ней был установлен новый памятник.