Загрузить еще

Видеофиксация нарушений снизит смертность на дорогах в два раза

Видеофиксация нарушений снизит смертность на дорогах в два раза
Фото: Фото: Олег ТЕРЕЩЕНКО.
Верховная Рада Украины приняла, а вскоре снова отменила Закон о фотовидеофиксации нарушений. Спустя пару дней многострадальный документ снова зарегистрировали в парламенте. Автомобилисты подшучивают, мол, Бог троицу любит, а значит, очередное пришествие фотовидеофиксации будет всерьез и надолго. Ведь в том, что закон таки примут, не сомневается уже никто. Чтобы рассказать читателям "КП", как будут отправлять "письма счастья", когда автомобилисты начнут жить по новым правилам и что сделает ГАИ, чтобы не наступить на грабли 2010 года, на вопросы читателей ответил замначальника ГАИ Украины  Владимир Резников. 
 
"С камерой нельзя договориться и дать взятку"
 
- Сергей беспокоит, Киев. В 2008 году у нас уже начинала работать автоматическая фотовидеофиксация нарушений. Это как-то отразилось на аварийности по стране в целом?
 
- В 2007 году у нас на дорогах погибло 9600 человек. Вдумайтесь в эту цифру. В мирное время мы потеряли такой себе маленький городок. Для европейской страны это недопустимо. В 2008 году в стране начала работать фотовидеофиксация. Что мы видим? В 2010 году число погибших уменьшилось до 5300 человек. Для вас это важно? Число погибших уменьшилось почти в два раза! 
 
А теперь посмотрим по количеству ДТП. В 2007 году мы за год имели около 62 тысяч дорожно-транспортных происшествий. Внушительная цифра. А в 2010-м эта цифра уменьшилась до 31 тысячи. Чувствуете разницу? Эти цифры еще раз говорят: ничего эффективнее, чем фотовидеофиксация, в мире не придумали. Как только в какой-либо стране начинают работать камеры, аварийность сразу падает минимум вдвое. У водителя появляется чувство неотвратимости наказания, ощущение постоянного контроля. Фотовидеофиксация исключает человеческий фактор. С камерой нельзя договориться, она взяток не берет. Нарушил - будь добр плати или иди в суд.
 
- Добрый день, Татьяна из Мариуполя. На днях была в Британии, там работают системы, которые не только фиксируют номерные знаки машины нарушителя, но и фотографируют лицо водителя. Получается, если я не была за рулем, штраф платить не должна. А у нас выходит, что нужно платить за всех, кто ездит на твоей машине?
 
- Вы знаете, если посмотреть на опыт ряда европейских стран, то можно говорить, что определить, кто был за рулем в момент нарушения, не так и просто. Мы изучали этот вопрос. Есть много факторов, которые постоянно мешают сфотографировать лицо. 
 
Например, стекло лобовое грязное, на улице ночь, а дорога не освещена. На водителе шапка, очки. Или же он закрывает свое лицо рукой, зная, что его снимают. Как в этой ситуации определить, кто находится за рулем авто? Кроме того, ни один программный продукт не идентифицирует лицо водителя в движении. Чтобы распознать лицо человека, необходимо, чтобы автомобиль стоял. Технически во время движения это невозможно.  Европейские страны отказываются от такого способа фиксации. Он показал себя не эффективным.
 
"Визир" не годится для фотовидеофиксации
 
Ирина, Харьков: - Все еще помнят скандалы, которые возникали с "Визиром". Невозможно было определить, где сделано фото, какую машину измеряли на самом деле, была ли фальсификация с протоколами. Не боитесь наступить на те же грабли?
 
- Стоит признать: в 2008 году мы выбрали не самую совершенную технику для автоматической фиксации. Если говорить честно, она не была предназначена для этих целей. Как ручной прибор-радар "Визир" отличный. Но для автоматического контроля не годится. Кроме того, "Визир" позволял манипуляцию с информацией. Любое нарушение можно было с легкостью удалить, а значит, с инспектором можно было договориться. 
Руководство ГАИ согласилось, что использовать приборы "Визир" для автоматической фотовидеофиксации было ошибкой. Фото: Александр ФЕДЧЕНКО.
 
Все это стало причиной, что фотовидеофиксацию отменили. Сегодня мы очень ответственно подходим к вопросу. Нашей главной задачей является полная защита информации от посторонних вмешательств - от этапа фиксации нарушения до рассылки "письма счастья". 
 
Коротко расскажу о работе новой системы. Вот смотрите, аппаратура зафиксировала 100 нарушений. Если оператор обработает 99 протоколов, а один попытается скрыть, система просигнализирует, что потерялся один протокол. Если оператор и дальше будет игнорировать оповещение, компьютер передаст данные дежурному и начальнику. Также информация уйдет и к начальнику центра. Эти люди сидят в разных местах и даже не знают друг друга. Нам нужны условия, при которых все манипуляции будут исключены.
 
Сергей, Киев: - Хотел бы больше узнать о системе, которая будет фиксировать нарушения. Спасибо.
 
- Все, что мы тестируем, - это лучшие разработки, которые на сегодняшний день есть в мире. Мы начали тесты аппаратуры еще год назад. Свою продукцию нам предоставили голландцы, китайцы, словаки. Есть среди них и украинские разработки. Эти системы не только фиксируют превышение скорости, но и следят за парковкой, сплошной линией, светофором, перекрестками. Смотрим, как эта аппаратура работает в мороз, жару, туман. Одно из наших главных требований - чтобы на каждом фото машина нарушителя обозначалась каким-то значком. Этого требует ментальность наших людей. К примеру, на фото есть три машины, возникает вопрос: кто нарушил? У водителей не должно возникать сомнений. Новые приборы лазерные, они смогут наводиться в потоке на тот автомобиль, который мы фиксируем. 
 
Дальше дело за Верховной Радой. В парламент подан совершенный закон, от европейских он отличается лишь двумя пунктами: суммой штрафов, которые у нас намного ниже, чем в Европе, ну и правилами оплаты. В Европе первым делом платят, а потом при желании идут в суд, чтобы обжаловать. У нас наоборот. Мы даем возможность обжаловать, а потом заплатить. Правда, если уплатить штраф в течение 5 дней после нарушения, можно сэкономить 50% суммы. 
 
"ГАИ перейдет от репрессивных функций к сервисным"
 
Настя, Киев: - Например, человек выехал из Киева в Одессу и едет по трассе с превышением скорости. На этом участке дороги установлены 15 камер. Ему ждать одно "письмо счастья" за этот день или все 15? 
 
- Только, наверное, в нашем славянском мозгу могла родиться такая идея, что от Киева до Одессы 15 раз можно нарушить правила. Уверяю, ни один европеец так не подумает. Они знают: если  на участке можно ехать 90 км в час, все едут 90. А у нас как? Если можно ехать 90, мы должны 15 раз подвергнуть себя опасности и постоянно нарушать. У нас в стране парадоксальная ситуация: чем лучше дорога, тем больше смертей. 
 
Ну и отвечая на вопрос, хочу сказать: будете ехать с превышением скорости, получите 15 постановлений за день. На каждом будет указано место и время нарушения. Придется все оплачивать.
 
- Скажите, с введением автоматической фотовидеофиксации планируется ли сокращение штата?
 
- На сегодняшний день у нас на службе 12 тысяч сотрудников. Есть еще вольнонаемные, то есть не аттестованные работники. Речи о сокращении не идет. 2 тысячи мест контроля мы оборудуем камерами фотовидеофиксации. Это не значит, что у личного состава, который закреплен за этой территорией, не будет работы. Просто она изменится. Ну вот остановился, например, на трассе автомобиль, это тут же увидит оператор. Патруль вы­едет на место, чтобы узнать, что произошло, помочь человеку. Таким образом, идет переформатирование функций ГАИ от репрессивных к сервисным. Это вполне европейский подход.