ТОГДА И СЕЙЧАС
Александр: - Можете ли вы назвать реформу в сфере регистрации недвижимости положительной? Что изменилось за прошедшие восемь месяцев?
- Я с уверенностью могу назвать реформу регистрации недвижимости положительной. Хочу привести один очень простой пример. Вы житель какого региона?
- Киев.
- Вспомните декабрь. Помните, как в БТИ тогда были очереди по 500-600 человек? Люди при минусовой температуре стояли на улице и ждали возможности войти в вожделенное помещение, которое представляло из себя полуподвал, где и оказывали услуги всему населению города Киева. И для того чтобы получить услугу в БТИ, любую, зарегистрировать квартиру или подготовить ее к отчуждению, вы должны были прийти не менее 6 раз и отстоять эту очередь.
Чем отличается система сегодня? Если недвижимость хотя бы один раз была внесена в электронный реестр, неважно в каком году, по всей территории Украины с 2003 года, в Киеве - с 2009 года. Если она хотя бы один раз попала в реестр, вам не надо ходить в регистрационную службу, вы идете к нотариусу и оформляете сделку непосредственно у него. Вам понадобятся паспорт, ИНН, правоустанавливающий документ, на основании которого вы приобретали эту недвижимость, и нотариус уже сам берет все необходимые выписки из реестра и после этого оформляет вам сделку. За 4 часа уже новый собственник будет зарегистрирован.
Кстати, пару слов о регионах. Если раньше негатив, который был, допустим, в луцком БТИ, интересовал только жителей Луцка, а в донецком - жителей Донецка, то сегодня мы получили централизованную картину. Скажу вам, что волна негатива поднималась в первую очередь теми людьми, которые перестали получать доступ к коррупционным схемам, которые мы разрушили. Нет сегодня текущей технической инвентаризации, не существует рынка, который ранее отнимал у наших граждан по 150-200 млн грн. в год. Посредников сегодня нет. На вэб-камере на нашем сайте вы можете увидеть наши помещения. Любое передвижение наших регистраторов сегодня в больших городах отслеживается при помощи магнитных карт. Поэтому, конечно, я с уверенностью могу сказать о том, что по состоянию на сегодняшний день реформа достаточно успешная и вся система стала гораздо лучше.
О ДИСТАНЦИОННОМ ОБСЛУЖИВАНИИ
Елена: - Слышала, вице-премьер Сергей Арбузов пообещал, что все основные административные услуги, к которым как раз и относится регистрация имущественных прав, можно будет проводить при помощи обыкновенной почты. Готово ли ваше ведомство к этому?
- Это нововведение является серьезным шагом вперед, который сделает предоставление услуг гражданам более удобным, комфортным и прозрачным. Есть перечень услуг, которые мы будем предоставлять таким образом, и это касается не только регистрации недвижимости. Это регистрация и ликвидация бизнеса, услуги загсов и многое другое.
При помощи Укрпочты мы будем получать документы и возвращать их заявителю. Это может быть доставка простым письмом, заказным либо даже курьерская. До 1 ноября мы обучаем сотрудников Укрпочты, как правильно выступать посредниками между заявителем и государством, доставляя материалы и комплекты документов. Еще одним плюсом будет то, что в отделении Укрпочты вы также сможете оплатить и государственную пошлину. Вам не надо будет еще куда-нибудь идти, чтобы получить все необходимые услуги.
ЕСТЬ ПРОБЛЕМА
- Что делать с очередями к регистраторам в столице?
- Мы решаем эту проблему. На сегодняшний день уже увеличено количество отделений по регистрации недвижимости в Киеве с одного до пяти. Если говорить про регистрацию бизнеса, то у нас уже есть 10 отделений по Киеву. Если говорить про РАГС, то их у нас в столице аж 12.
Чтобы уменьшить очереди в помещении БТИ столицы на улице Трехсвятительской, которое знают все, кто продавал или покупал недвижимость, мы открыли новое отделение. Оно работает иначе, и вы увидите, что качество предоставления услуг может быть совсем другим. Мы установили оборудование для электронной очереди, всю необходимую электронную технику, чтобы люди долго не ждали.
Алексей: - Куда жаловаться на нерадивых регистраторов на местах?
- Мы изначально исходим из того, что большинство наших государственных регистраторов являются нормальными людьми, которые стараются всегда работать в нормальном режиме и выполнять те функции, ради которых они приняты на госслужбу. Если кто-то из них работает в неадекватном режиме или вы сталкиваетесь с какими-либо проблемами, я прошу вас обращаться непосредственно к руководителю местного подразделения. Если вы не находите там понимания, вы можете прийти на прием к руководителю областного уровня, то есть к начальнику регистрационной службы области. При этом вам не обязательно идти на прием лично. Можно набрать телефон, номер которого есть на нашем сайте. Там есть вся информация - телефоны для справок по каждому региону и номера для профилактики и борьбы с коррупцией. У нас даже есть специальная линия, на которую вы можете сообщить о любых проявлениях, как вам кажется, коррупции. В конце концов вы можете оставить сообщение на нашей страничке в Фейсбуке. Дело в том, что мы обязали всех руководителей регистрационных служб областей зарегистрироваться в Фейсбуке, чтобы вы могли к ним обращаться напрямую, минуя все бюрократические проволочки.
Ну а если вы не нашли понимания на территории области, то обращайтесь уже в Государственную регистрационную службу. Опять же, это можно сделать либо по телефону, либо через Скайп, либо лично прийти на прием к любому из руководителей тех направлений, которые вас интересуют. Можете написать и мне в Фейсбук, конкретно изложив ситуацию, с адресами, номерами заявок и конкретной фотографией очереди. Так мне проще будет разбираться с этим подразделением и принимать меры.
|
О КАДАСТРЕ
Виктор: - Как сейчас обстоят дела с наполнением кадастровой карты Украины?
- Очень приятно, что вы задаете мне этот вопрос, хотя, к сожалению, наполнение кадастровой карты Украины не входит в функцию Государственной регистрационной службы. Тем не менее мы считаем, что работа по наполнению земельного кадастра, а также работа по наполнению реестра недвижимости - это два компонента единого целого. И мы мечтаем, что когда-нибудь в нашей стране будет создан градостроительный кадастр, в который войдет и информация из земельного кадастра и полностью вся информация о недвижимости. Поэтому очень серьезным вопросом для нас является передача нам архивов БТИ с их последующей оцифровкой как раз для создания уже совместного кадастра.
- А когда архивы БТИ будут переданы?
- Сегодня законопроект находится в Верховной Раде, мы надеемся, что на этой сессии он будет рассмотрен, принят, а потом поддержан президентом.
О РЫНКЕ НЕДВИЖИМОСТИ
Александр: - Как вы относитесь к новшеству с лицензированием оценщиков недвижимости, которое должно было вступить в силу с 1 августа, но его перенесли на 3 месяца? Как рынок отреагировал на это в начале августа?
- Вопрос действительно животрепещущий. Мое личное отношение как гражданина, а не как должностного лица, является достаточно позитивным. К сожалению, существовала очень большая проблема с уходом от уплаты налогов и пошлины при переоформлении недвижимости. Единственно, что меня беспокоило - то, что было очень маленькое количество оценщиков, к которым можно было бы обратиться. Это была определенная угроза для рынка недвижимости в целом, в том числе и угроза коррупционных рисков. Именно поэтому уже как должностное лицо я был одним из тех, кто выступил с инициативой перенести сроки введения данной инновации.
Фото: Оскар Янсонс.