Фото: Парусник Зефир: помчится по Венере, носимый ветром
Фото: НАСА
Зефир (Zephyr) - так называли аппарат, работу над которым сейчас ведут специалисты исследовательского центра НАСА (Glenn Research Center in Cleveland) в рамках программы перспективных инноваций (Nasa’s Innovative Advanced Concepts (NIAC) programme). Это трех колесный ровер с парусом. Предназначен для отправки на Венеру - нашу соседку по космосу, вторую планету от Солнца.
На Венере, как известно из уже имеющихся данных, настоящее пекло - почти в 450 градусов по Целью, атмосфера плотная, давление - в 92 раза выше земного, духота - почти 95 процентов углекислого газа, и дожди из серной кислоты. Словом, настоящий ад. Поэтому исследовательские аппараты там долго не живут. Ни один не проработал более двух часов. А Зефир должен протянуть месяц.
Как объяснил один из руководителей проекта Жофрей Лэндис (Geoffrey Landis), живучесть роверу обеспечат стойкие к коррозии материалы, высокотемпературная электроника и оригинальный способ экономии энергии.
Материалы и электроника отнюдь не сверхъестественные - подобные уже используют при строительстве авиационных и ракетных двигателей. А экономию обеспечит жесткий парус. Его планируют закрепить на мачте высотой в 7 метров. Парус, естественно, нужен для того, чтобы передвигаться по поверхности Венеры за счет ветра. По расчетам, его скорости у поверхности планеты - порядка 4-5 километров в час - и силы хватит для того, чтобы вообще не использовать никакого дополнительного привода.
Технология спуска аппарата на поверхность Венеры схожа с той, которая была применена для посадки марсианского робота "Любопытство"
- На Венере полно мест с весьма ровной поверхностью, - говорит Лэндис. - Есть где прокатиться. Но это не значит, что Зефир будет носиться туда-сюда без остановки. На виндсерфинг мы собираемся отводить примерно по 15 минут ежедневно для того, чтобы аппарат переместился с одной исследовательской площадки на другую.
КСТАТИ
На планете загадок в прежние времена был лучший курорт в Солнечной системе
Еще недавно принято было считать: на Венере, окутанной плотным слоем облаков, сейчас так, как было на Земле миллиарды лет назад. Когда еще и жизнь у нас не появилась. Мол, у второй планеты от Солнца все еще впереди - в далеком-далеком будущем. И в случае чего похорошевшая соседка приютит человечество, если родная планета испортится.
Однако ныне популярна куда более мрачная гипотеза. О том, что лучшие времена для Венеры уже прошли, планета погибла безвозвратно. И никакого будущего у нее нет.
Некоторые ученые полагают: когда-то Венера была не просто сестрой-двойняшкой Земли, а райским местом. С тропическим климатом. С теплыми солеными океанами. С пресными полноводными реками. И кислорода хватало. Словом, тогда - несколько сотен миллионов лет назад - пляжи Венеры были самыми лучшими в Солнечной системе.
Если кто те далекие времена и наслаждался венерианскими курортами, то уже давно растворился в местной кислоте. Но данные, полученные с помощью зонда Venus Express, находящегося уже несколько лет на орбите нашей соседки, вполне допускают, что условия на "Планете Бурь" когда-то были даже более благоприятными для возникновения жизни , чем на Земле.
Увы, океан на Венере, похоже, действительно испарился. И сейчас поверхность планеты - это его высохшее дно, над которым возвышаются три материка.
В атмосфере второй планеты от Солнца Venus Express обнаружил ко всему прочему следы "тяжелой" воды. Такая - имеется и на Земле. В определенной пропорции к обычной воде. Зная ее, специалисты определили: в "райскую" эпоху венерианский океан мог бы покрыть всю планету слоем воды толщиной в сто метров.
Что сгубило лучший курорт в Солнечной системе? Скорее всего глобальное потепление. И вулканы.
По неизвестным для нас пока причинам на планете начались массовые извержения вулканов. В атмосферу попало большое количество углекислого газа - сейчас его примерно 95 процентов. В результате на Венере произошло то, чем нас сейчас на Земле пугают экологи. Начал развиваться парниковый эффект. И поверхность Венеры стала нагреваться. Вот и раскалилась до 450 градусов.
Зефир, возможно, подтвердит предложенный учеными сценарий гибели соседки. И позволит разгадать другие местные загадки.
Например, хотелось бы узнать природу чрезмерной электрической активности Венеры, молнии в атмосфере которой бьют в два раза чаще, чем в земной. Феномен даже носит мистическое название "Электрический дракон".
Непонятна природа и огромных ярких пятен в атмосфере соседки, которые заметны с Земли даже астрономам-любителям. Последний раз такое пятно видели в июле 2009 года.
Иной раз видят и странные свечения. Самое мощное вспыхнуло в январе 2007 года. Зарево охватило тогда чуть ли не оба полушария.
Недоумение у исследователей и сама атмосфера. Абсолютно не понятно, почему она вращается в 60 раз быстрее, чем сама планета. Загадочно и происхождение двойных вихрей - гигантских парных циклонов, которые появляются над полюсами Венеры.
СПРАВКА "Комсомолки"
Мы были первыми на Венере. Когда-то…
Венера интересует ученых, поскольку считается планетой земного типа. И по размеру она примерно такая же.
Люди отправили к Венере три десятка аппаратов. СССР сделал это раньше всех. Наша автоматическая станция "Венера-1" (1961 г.) первой пролетела рядом, "Венера-3" (1965 г.) первой достигла поверхности, "Венера-8" (1972 г.) первой совершила мягкую посадку и взяла пробы грунта. "Венера-9" (1975 г.) первой передала черно-белые фото поверхности, а "Венера-13" (1981 г.) первой передала цветную панораму и первой записала местные звуки.
Американцы летали к Венере 9 раз, СССР - 19 раз.
О чудовищном давлении на Венере стало известно в 1967 году, когда советская станция "Венера-4", достигшая планеты, была буквально раздавлена. А саму атмосферу на Венере увидел Михайло Ломоносов в 1761 году.
В последний раз американцы были у Венеры в 2004 году, когда их зонд Мессенджер направлялся к Меркурию.
Европейский зонд "Венера-экспресс" (Venus Express) до сих пор находится на орбите "Планеты бурь". Наших - действующих - аппаратов там нет.
Этот веб-сайт использует cookies для улучшения взаимодействия с пользователем при посещении веб-сайта. Использование веб-сайта означает согласие с его политикой cookies