24 сентября

Ученые обнаружили мини-версию сверхмассивной черной дыры

Фото: Исследователи утверждают, что несмотря на небольшую массу, найденная ими черная дыра довольно быстро растет. Фото OPTICAL

В галактике NGC 4178 астрономы обнаружили мини-версию сверхмассивной черной дыры.

Галактика NGC 4178 типа SBcd находится в зодиакальном созвездии Дева. Впервые ее обнаружил английский астроном Джон Гершель 11 апреля 1825. Эта галактика имеет множество других обозначений: IC 3042, UGC 7215, MCG 2-31-50, ZWG 69.88, VCC 66, PGC 38943. Именно в этой галактике ученые с помощью орбитальной рентгеновской обсерватории "Чандра" обнаружили миниатюрную версию сверхмассивной черной дыры, пишет infuture.ru.

Эта черная дыра находится в средней части спиральной галактики. Другие мировые обсерватории подтвердили наличие этой черной дыры. Ученые ранее предполагали, что такие отдаленные галактики, как эта, не могли обладать сверхмассивными черными дырами. Но, эта мини-версия сверхмассивной черной дыры говорит о том, что это не так. Возможно, в таких галактиках, сверхмассивные черные дыры существовать могут, но источник и процесс их формирования может отличаться от от обычных черных дыр, которые находятся в наших соседних галактиках.

Ученые смогли выяснить, что масса обнаруженной ими черной дыры находится на нижней границы, когда подобный объект подходит под определение "сверхмассивной черной дыры". Спиральная галактика NGC 4178 находится на расстоянии 55 миллионов световых лет от Земли. Она не имеет ни центрального балджа (перемычки), ни звезд в своей центральной части.

Исследователи утверждают, что несмотря на небольшую массу, найденная ими черная дыра довольно быстро растет, впитывая в себя как губка окружающее вещество, которое при этом испускает яркий свет, тут же поглощаемый галактическими газом и пылью.

СПРАВКА "КП"

Черная дыра — область в пространстве-времени, гравитационное притяжение которой настолько велико, что покинуть ее не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света (в том числе и кванты самого света).

Граница этой области называется горизонтом событий, а ее характерный размер — гравитационным радиусом.