Загрузить еще

Началось: На улицах машины без водителей!

Этот автомобиль сам ездит, сам паркуется, сам тормозит перед "зеброй" и сам стоит в пробке. Он везет пассажиров, но сам решает, по какому маршруту и на какой скорости. Единственное, для чего этому четырехколесному роботу еще нужны люди, - чтобы вставили шланг на заправке. 

В общем, профессиональные водители, а также прочие автолюбители, трепещите. На дороги выходит автономный автомобиль, придуманный компанией Google. Это чудо техники, по результатам первых пройденных 250 тысяч километров, безопаснее всех прочих и более экологично (снижается расход топлива). Мало того, 1600 километров, пройденных уже совсем без вмешательства людей, показали: электронный водитель справляется со своими обязанностями не хуже биологического коллеги.

До недавнего времени прототипы таких самобеглых экипажей проходили тесты в научных лабораториях и на закрытых полигонах. Но теперь они вышли на обычные дороги. Первым местом на Земле, где гугломобили уравняли в правах с обычными машинами, стал американский штат Невада. Там приняли отдельный закон, разработали требования и специальные номерные знаки: красные, с символом бесконечности на нем. Кто-то из местных чиновников оказался настоящим поэтом и решил таким образом выделить автомобиль будущего среди тарантасов нынешнего и прошлого.

Правда, полностью уравнивать в правах самоходные машины с обычными пока что не рискнули. В каждом гугломобиле обязательно должны быть двое испытателей: один на месте водителя, готовый в любой момент взять управление на себя, и бортпрограммист - он обязан следить за исправностью компьютерных систем. Предполагается, что такие экипажи будут тестировать самоходные машины еще лет пять. А потом, если все будет в порядке, транспортные средства без водителей получат права и будут рассекать по дорогам самостоятельно. 

АВТОПАРК

Пока к самостоятельным поездкам подготовлены семь гугломобилей: 6 машин Toyota Prius и одна Audi TT. Освоиться на дорогах им помогают 12 водителей и 15 инженеров. 

АВАРИЯ

За время полевых испытаний пострадал только один гугломобиль.  Причем виновником ДТП стала другая машина. Самоходная Toyota Prius послушно остановилась перед красным светофором и в этот момент получила удар сзади: водитель-человек не успел затормозить вслед за водителем-компьютером. 

КСТАТИ 

Похоже, не только Google всерьез взялся за автотранспорт будущего. iCar ‑ напичканный электроникой автомобиль - корпорация Apple начала разрабатывать еще при жизни Стива Джобса. Назывался и партнер яблочников - Tesla Motors - создатель спортивных электромобилей. Чем конкретно набьют свое авто наследники Джобса, пока неизвестно. Представить проект они собираются через 3 - 4 года. Но, судя по всему, уступать Google Apple не собирается. 

ИСПЫТАНИЯ 

Проверенным путем 

Пока что гугломобили работают в тестовом режиме и могут ездить только по тем местам, где их прежде провели испытатели. Во время первого прохождения LIDAR снимает местность, а во время второго - сравнивает две картинки: полученную сейчас и в прошлый раз. Это надо, чтобы отличить, скажем, пешехода от столба.

На знакомых улицах гугломобиль может вести себя довольно нагло: подъезжая к перекрестку по главной дороге и видя, что другая машина на второстепенной улице не собирается его пропускать, хитроумная автоматика сначала немножко прибавит газу, чтобы припугнуть коллегу, а потом притормаживает, чтобы избежать столкновения, если такой маневр не произвел должного впечатления. Такие прописанные программистами приемы помогают выжить на человеческих дорогах. Но шоссе - штука непредсказуемая, прописать оптимальные варианты поведения для любой ситуации невозможно. Поэтому в гугломобиле и остается водитель.

Пока удалось надежно реализовать только алгоритм самостоятельной парковки. На стоянке можно смело выйти из авто и со стороны понаблюдать, как элегантно гугломобиль найдет себе место, не нарушая разметки.  

Самоходные машины могут сильно помочь в больших городах: тянуться в пробке можно и на автомате, а водитель за это время газетку почитает и нервы сохранит. Или на междугородних трассах. Опасного сближения компьютер не допустит, направление удержит, а круиз-контроль и остальные подобные навороты уже давно работают. Но в нормальном "живом" городском движении автоматике разобраться будет непросто.  

Еще один тонкий момент: туннели и мосты. Они мешают сигналу GPS, и навигатор может просто потерять спутники. В длинном туннеле LIDAR  тоже не поможет сориентироваться - ведь там из всех ориентиров только одинаковые темные стены. Над этим инженерам из Google надо подумать. Ведь, когда сбивается обычный навигатор, водитель может разве что пропустить поворот. А для гугломобиля такая ситуация сразу становится потенциально опасной.