100 лет назад, 14 декабря 1911 года, было стерто с карты Земли последнее белое пятно. Человек побывал на Южном полюсе. Сугубо, казалось бы, географическое предприятие превратилось в настоящую битву двух миров со своими страстями, триумфами, поражениями и человеческими жертвами.
"Водка замерзла"
Нам, имеющим возможность с помощью трех кликов в Интернете увидеть из космоса любую точку земного шара, сложно понять смысл состязания, которое устроили сто лет назад норвежец Руаль Амундсен и англичанин Роберт Скотт. Антарктида - одно из самых неподходящих мест для любых соревнований. Но длившаяся несколько лет "полярная гонка" занимала умы и первые полосы газет. Дух эпохи великих географических открытий, завершившейся полутора веками ранее, еще не выветрился. И Амундсен со Скоттом 100 лет назад сражались не просто за лавры первооткрывателя, они бились за последний в мировой истории вакантный титул "Великого путешественника". Ведь после Южного полюса открывать на Земле было уже нечего.
14 января 1911 года корабль "Фрам" доставил экспедицию Амундсена в Антарктиду. В Южном полушарии январь - это лето, минус 20 считается жарко. За оставшиеся до антарктической зимы несколько месяцев норвежцам нужно было построить базу и заложить на будущее склад с продуктами. Они успели.
|
Британец Скотт приплыл одновременно с соперником, но его базовый лагерь оказался на 96 километров дальше, чем у норвежцев: Скотта от полюса отделял 1381 километр, Амундсена - 1285.
Но напряжение было настолько велико, что Амундсен взял фальстарт. Желая наверняка опередить конкурентов, он вышел 8 сентября, еще полярной зимой. Температура была минус 56. Даже "водка замерзла". Все закончилось тяжелыми обморожениями и возвращением на базу.
"Будем терпеть до конца"
Ключевой ошибкой Скотта было не то, что он стартовал на 11 дней позже: второй раз Амундсен вышел в путь 20 ноября, уже потеплело, было всего -30. Британцы сделали ставку на пони. Но лошадки, которых предполагалось использовать и как средство передвижения, и как пищу, быстро передохли. Тысячу миль все пришлось тащить на себе.
Опытный Амундсен завез с собой сто собак и двигался на десяти упряжках. По мере необходимости собак убивали и использовали в качестве корма. В лагерь из сотни лаек в итоге вернулись только 12.
|
14 декабря 1911 года Амундсен достиг полюса. Чтобы никто потом не сказал, что они побывали рядом с полюсом, но не на нем самом, норвежцы сделали вокруг предполагаемой точки десятикилометровый круг на лыжах! Уходя, Амундсен оставил на полюсе палатку с письмом Скотту.
Многие считают, что именно это и подкосило и без того истощенные силы британцев. Когда 17 января 1912 года, с колоссальным трудом добравшись до полюса, они увидели норвежский флаг, то окончательно пали духом.
Группу разом начали преследовать несчастья, их методично описывал в дневнике Скотт. Первым умирает лейтенант Эдгар Эванс.
Кончает жизнь самоубийством, чтобы не быть обузой, израненный Лоуренс Отс.
21 марта Скотт с двумя оставшимися товарищами вынужден был остановиться всего в 17 километрах от заготовленного опорного склада. Там были еда, одежда, медикаменты, топливо, но бушевавшая неделю метель не позволяла сделать ни шагу. Да и сил идти у британцев уже не было. 29 марта Скотт сделал последнюю запись в дневнике:
"Не думаю, что мы можем теперь на что-то надеяться. Будем терпеть до конца, но смерть, конечно, близка. Жалко, что я не смогу написать что-то еще. Ради Бога, не оставьте наших близких!"
Место последней стоянки британцев нашли в ноябре 1912 года. Скотт лежал в незастегнутом спальном мешке, на его груди были спрятаны записи экспедиции. Над палаткой насыпали большой снежный холм, стоящий на этом месте и сегодня, а сверху поставили крест из лыж.
Так было стерто последнее белое пятно на карте Земли.
А ЧТО СЕЙЧАС
Конюхов и на полюсе проявил благородство
Наши полярники не были в Антарктике первыми, но и россияне - не последние люди на шестом континенте. Федор Конюхов 15 лет назад в одиночку добрался до Южного полюса. Он участвовал в гонке-супермарафоне сразу с несколькими путешественниками. Вот как он рассказывал о пережитом журналу "Вокруг света":
"Всю дорогу страшный холод, больше пятидесяти, иногда чуть меньше. А еще шквальный ветер - в Антарктиде он бьет все время с Южного полюса, то есть прямо в лицо... Нарты загружены под завязку - тяжеленные. Хотя я взял, как мне казалось, только самое необходимое. Идти очень трудно - то вниз, то вверх. Впереди сплошные заструги - это большие ледяные гряды. Потом пошли трещины...
За сутки надо было проходить по 25 километров, чтобы уложиться в график - 55 дней, - который я сам себе определил.
|
Я хотел сойти как раз на полдороге к полюсу. Тогда была жуткая пурга, ничего не видно на расстоянии вытянутой руки. К тому времени я до того вымотался, что уж думал - все, больше не выдержу. Трое суток пролежал в палатке без движения. Но на четвертый день буря улеглась. И вот до полюса осталось буквально рукой подать - меньше суток хода. Тогда Дэвид Адамс (английский путешественник) выходит со мной на связь и говорит: "Пропусти меня первым, а то, если ты вырвешься вперед, у меня потом будут проблемы со спонсорами, не дадут денег на следующие экспедиции". Я ему в ответ: "Хорошо, у тебя есть полтора-два часа - не больше".
На другое утро гляжу - к тому времени наши курсы почти сошлись, - Дэвид в пяти километрах от меня, еле ноги передвигает. Последние, можно сказать, метры остались, а сил одолеть их уже нет. Через некоторое время смотрю: Дэвид стоит рядом с палаткой - и когда разбить успел? - и машет мне руками. И вот мы уже обнимаемся. Мы - на Южном полюсе!"
КСТАТИ
Отдать $40 000 - тоже подвиг?
Сейчас, чтобы попасть на Южный полюс, не нужно ни героизма, ни самопожертвования. Требуются лишь деньги и неделя свободного времени. Сразу несколько российских туристических компаний организовывают авиатуры в Антарктиду. Слетать туда-обратно из Москвы будет стоить порядка 40 000 долларов и займет неделю времени. Хотя, может быть, отдать такую кучу денег за поездку на полюс - это тоже подвиг?