14 ноября
Загрузить еще

Знание иностранных языков спасет от слабоумия

Знание иностранных языков спасет от слабоумия
Фото: Мозг человека с болезнью Альцгеймера (слева) и здоровый мозг. Фото: С сайта compulenta.ru
Канадские исследователи из Университета Торонто пришли к выводу, что знание иностранного языка может задержать возникновение симптомов болезни Альцгеймера. В своей работе они делали томографическое сканирование пациентов, у которых были диагностированы самые первые проявления недуга. Все участвовавшие в исследовании обладали одинаковым уровнем образования и развития когнитивных навыков, таких как память, внимание, способность к планированию и др. Но половина из них бегло владела вторым языком, другие иностранного языка не знали, сообщает science.compulenta.ru
 
Как показали их опыты, у двуязычных симптомы болезни Альцгеймера проявляются позже тех, кто не знает ни одного другого языка. Участки мозга, обычно в первую очередь затрагиваемые болезнью, работали в два раза более интенсивно, чем можно было предположить при наличии синдрома Альцгеймера.
 
Причина феномена проста: полиглоты поддерживают постоянную мозговую активность, переключаясь с одного языка на другой. В итоге, когда начинаются нейродегенеративные процессы, у мозга больше возможностей для компенсации ущерба от выходящих из строя нейронов. Не только знание иностранного может пойти на пользу, но и вообще любая тренировка мозга — не зря же врачи советуют пожилым упражняться в разгадывании кроссвордов.
 
Кстати, загадку полиглотов до сих изучают ученые. Так, например, директор Института мозга человека (Санкт-Петербург), член-корреспондент РАН, доктор биологических наук Святослав Медведев так прокомментировал способности некоторых людей знать десятки чужих наречий:
 
- Есть утверждение зарубежных коллег, что полиглоты отличаются от обычных людей тем, что в их мозге больший объем белого вещества в височной доле левого полушария, в так называемой извилине Гешля, где обрабатывается звук. Но я считаю это утверждение во многом спорным. Значительное количество белого вещества говорит лишь о наличии больших связей между нейронами. Но дело в том, что объем какой-то области мозга далеко не всегда имеет связь с некой определенной функцией. Изучение языка - сложный процесс, в который вовлечены многие участки коры головного мозга и подкорковые структуры. Вполне возможно, что извилина, привлекшая внимание ученых, - лишь "оконечная" область процесса, которая отражает результат. Подобно тому, как мы видим результат работы компьютера на мониторе, но ведь работает-то весь системный блок. А как работает весь "блок" нам еще только предстоит узнать.