Донецкая и Луганская области рискуют остаться без электричек. Ситуация с перевозками пригородными поездами накалилась до той стадии, когда транспорт может прекратить работу в любой момент. Учитывая то, что для железнодорожников сейчас самая жаркая пора, то его остановка грозит обернуться для Донбасса настоящим транспортным коллапсом.
Нужен срочный ремонт.
Парк электропоездов и дизельных поездов, которые курсируют в пригороде, не пополнялся годами и находится в самом плачевном состоянии. Он изношен до такой степени, что железнодорожникам приходится латать "старичков", которые по 20-30 лет отъездили по области и ставить их в строй.
- Подвижной состав электропоездов изношен на 80%. А дизельных поездов на 60%. И средств на ремонт нет. Поскольку от каждой вложенной в одного пассажира гривны мы получаем прибыль только в 5 копеек! - сообщает начальник пресс-службы Донецкой железной дороги Владимир Селиванов.
В этой плачевном положении для железнодорожников последней каплей стали вандалы. Практически на всех маршрутах в электричках разбивают стекла, выносят скамейки и свинчивают все, что может пригодится в хозяйстве. А на восстановление нет ни копейки. Все потому, что прибыльность перевозки пассажиров электричек просто смешная и окупается только на 5%! Так что ни о каких средствах на развитие и тем более пополнение парка говорить не приходится. Меж тем, сами электрички сейчас востребованы как никогда.
В Донецкой и Луганской области больше сотни пригородных маршрутов. Ими связаны населенные пункты, между которыми иногда нет даже автобусного сообщения. И если маршруточники-частники могут просто отказаться от поездок в глухие села, просто потому что эта поездка для них не окупится, то на железной дороге такой «роскоши» себе позволить не могут.
- Сейчас лето и настоящий пик перевозок. На некоторых самых популярных маршрутах заполняемость поездов 100-процентная. В сутки на пригродных маршрутах мы перевозим по 130 000 пассажиров на 220 поездах. Спрос на электрички объясняется еще и тем, что это сейчас самый дешевый вид транспорта. Самая дорогая поездка обойдется в 19,30 гривен. За такие деньги уехать, к примеру, в Днепропетровскую область на другом транспорте нельзя, - говорит Владимир Селиванов.
За льготников не расплатились
Однако, изношенность поездов - не единственная причина по которой, электрички могут в один день дружно встать. Увы, никто не торопится рассчитываться с железнодорожниками по многомиллионным долгам за перевозки льготников. Для сравнения: за полгода на пригородных поездах прокатились 24,5 миллиона пассажиров. Из них 21,6 миллионов - льготники. Словом, практически 90% пассажиров электричек едут бесплатно.
Обязательства покрывать расходы за таких пассажиров берут на себя местные бюджеты. Но сейчас железнодорожникам должны больше 16 миллионов гривен за провоз льготников только по Донецкой области.
- При формировании бюджета на нынешний год железная дорога предоставила цифры. По Донецкой области нужно было заложить на льготников 20 миллионов гривен. По Луганской - 4,5 миллиона. Однако, в бюджет Донецка и Луганска заложили в общей сложности всего 7 миллионов гривен - констатирует начальник пресс-службы Донецкой железной дороги.
Но и этих средств железная дорога не увидела. Сейчас власти донецкой области задолжали железной дороги больше 5 500 тысяч гривен, плюс не рассчитались за прошлый год - а это еще 11 миллионов гривен. Вот и получается, что сейчас каждый льготный пассажир мало того, что не оплачивается "железке", но еще и ездит в долг. В такой ситуации, железнодорожники уже не уверены, что сохранить электрички в Донбассе вообще удастся.