Загрузить еще

Зачем полякам Украина?

Зачем полякам Украина?
Фото: Союз православного креста и власти пугает католическую Европу. (Президент Украины Янукович и Патриарх всея Руси Кирилл во время инаугурации.)

Окончание. Начало в номере за 8 апреля с. г. и на сайте kp.ua

В ЕВРОСОЮЗ - НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ

Оранжевая революция в Украине воодушевила Польшу, и все крупные польские политические деятели сочли за честь отметиться на Майдане.

- У нас была такая надежда, что Украина быстро пойдет вперед! - говорит историк и политолог Ежи Марек Новаковски. - Общественный энтузиазм там был просто удивительным и напоминал Польшу 80-х годов. Но ничего не произошло. Через три месяца начались внутренняя война и дрязги, Ющенко каждый день повторял, что надо идти на запад, но не продвинулся ни на шаг.

- Ющенко надавал столько обещаний людям! - говорит шеф международного отдела еженедельника «Политика» Марек Островски. - Несколько лет назад я был в Украине и разговаривал с людьми на улицах. Они спрашивали меня: «Вот Польша теперь в Евросоюзе. А какая вообще там жизнь?» «А какую вы ожидаете?» - спрашивал я в ответ. - «Мы хотим, чтобы работа была гарантирована и никто не мог нас уволить, чтобы зарплата и пенсии были высокими, а коррупция бы исчезла». Ющенко не смог объяснить людям, что их ждет нелегкая жизнь, а просто поддерживал их иллюзии.

Горе политическому вождю, который предлагает панацею от всех социальных зол! В вопросах экономики блестящий экономист Ющенко оказался беспомощным, словно черепаха, перевернутая на спину, а может, ему просто это было неинтересно. В богатой Украине на щедрой земле, под благословенным небом амбары пустели, крестьяне нищали, а жизнь останавливалась, как мельничное колесо в засохшем ручье.

- Украина - бедная земля, на которой ничего нет! - говорит журналист Тадеуш Ольшанский. - Ни огородов, ни садов, ни организации. Хватит им искать свободу через Бандеру и Петлюру! Украинцам надо учиться работать. Это проблема всех постсоветских республик.

Несколько лет назад депутат Европарламента Марек Сивец заявил без обиняков:

- Украинцам еще никто вежливо не указал на то, что теперь они должны будут затянуть потуже пояса и начать меньше тратить и больше работать. Все говорят о свете в конце тоннеля, но еще никто не сказал о том, что этот тоннель будет длинным и настолько узким, что нужно будет ползти по нему на четвереньках.

ТРОЯНСКИЙ КОНЬ АМЕРИКИ

Несмотря на очевидную безнадежность экономической ситуации, Польша продолжала толкать Украину в Евросоюз. Почему?

- Если Польша хочет вернуться к статусу влиятельной державы, то без введения Украины и Беларуси в европейское пространство это невозможно, - говорит польский политолог господин Новаковски. - Мы не можем стать лидером, если являемся приграничной страной Евросоюза. Если Украина и Беларусь присоединяются, мы оказываемся ВНУТРИ Европы. Что это означает? У нас развязаны руки в вопросах безопасности, и проблема сохранения сильной позиции США в регионе - уже не наша головная боль.

- Вы такой троянский конь Америки в Европе? - спрашиваю я.

- Извините, а до входа Польши в НАТО кто являлся троянским конем? Германия. Почему? Потому что была приграничной страной. Вхождение Польши в НАТО и Евросоюз стало главным условием возвращения Германии к статусу мировой державы. Прибавьте к этому колоссальные экономические выгоды: доступ на польский рынок и привлечение дешевой образованной рабочей силы. Мы рассуждаем так же. Кто заработает на вступлении Украины в Евросоюз? Прежде всего Польша!

ЭТО ЭКСПАНСИЯ

- Перед нами лежит огромный украинский рынок, на который польские предприятия не имеют полного доступа, - говорит политолог и основатель Польско-Украинского экономического форума Збигнев Бердиховски. - Ежегодно Польша экспортирует в Украину товаров на 5 - 6 миллиардов долларов, но этого мало. Снятие барьеров при вступлении Украины в Евросоюз открыло бы великолепные перспективы для польской экономики. Но главная причина, почему мы хотим интегрировать Украину и Беларусь в Евросоюз, - это нужда в дешевой рабочей силе. За последнее десятилетие Польшу покинули два миллиона молодых людей, которые теперь трудятся в Англии, Голландии и Франции.

- Значит, вы готовите Украине участь гастарбайтерской страны?

- Не вижу в этом ничего плохого, - невозмутимо заметил господин Бердиховски. - Наши гастарбайтеры в трудные годы значительную часть своих доходов пересылали в Польшу - около 14 миллиардов евро в год, что превышало уровень прямых иностранных инвестиций! Это был взаимовыгодный процесс: Западная Европа получила дешевую рабочую силу, а мы - инвестиционные средства и развитие потребительского рынка. Люди стали покупать машины, продукты, одежду и обувь.

- Но вы отлично придумали, господа! Украинские гастарбайтеры в поте лица за гроши будут трудиться в Польше, посылать свои скромные сбережения в Украину, где их родственники будут тратить эти деньги на покупку польского же ширпотреба и польских консервов. Сказка! При этом вы под корень рубите и без того слабую украинскую экономику. И Польша, и Украина - сельскохозяйственные страны. Украина производит большое количество пшеницы и сахара (у Евросоюза излишки и первого, и второго) и добывает совершенно ненужные в ЕС каменный уголь и железную руду. Бесконтрольный выброс на украинский рынок дешевых польских тряпок и продуктов окончательно убьет украинского производителя. Гастарбайтерский путь для Украины - путь в рабство. Возьмите нищую Молдову, где половина населения работает за границей, и что-то я не вижу, чтобы Молдова процветала...

- Никто и не говорит, что все страны должны развиваться в подобном русле, - замечает господин Бердиховски. - И если в стране высокий уровень коррупции и нет грамотного менеджмента, она, безусловно, не сумеет хорошо распорядиться потоком денег из-за рубежа, в какой бы форме они ни приходили.

НОВЫЕ ЕВРОХОЛОПЫ

Польшу уже заполонили украинские наташи и марины, доктора и экономисты по профессии, работающие уборщицами и няньками.

- Вот у меня, к примеру, квартиру убирает хорошая украинская женщина Лариса, инженер по образованию, - говорит польский журналист Тадеуш Ольшанский. - Она здесь робит деньги, чтобы ее семья могла жить в Киеве. Не вижу в этом ничего плохого. Двадцать лет назад наши люди тоже уезжали на заработки.

Слушая, как мои польские знакомые хвалят трудолюбивых и образованных украинок, драящих унитазы и полы в варшавских домах, я вспоминаю слова одной милой горничной-украинки, которую я встретила в Варшаве несколько лет назад:

- Я здесь себя стала русской называть. А знаешь почему? Русских поляки боятся, не любят, но уважают. А мы, украинцы, как были для них холопьями несколько веков, так холопьями и остались.

«РАЗОРВАННАЯ СТРАНА»

- Мы, поляки и русские, вместе собирали Украину, оттого она сегодня расколотая, - говорит политолог и посол Польши в Латвии господин Новаковски. - Украину сначала собрала Польша, присоединив к себе в XVII веке «русские княжества» (так тогда называли Украину) аж до современного Донецка. Потом Украина отошла к России. Та разница менталитетов между востоком и западом, которая мешает сейчас нормальному существованию Украины, идет из прошлого. Есть такая смешная карта: «Европа в глазах поляков». Россия для нас - «Катынь» или «Газпром», Беларусь - «колхоз», Литва - «наша», Латвия - «Литва № 2», Эстония - «Литва № 3». А вот Украина поделена четко: Западная Украина - «наша», Восточная - русских (смотрите карту - Ред.). Звучит анекдотично, но с точки зрения менталитета правильно. Реальный раскол на восток и запад, который угрожает Украине, виден даже из окна машины, когда едешь по стране. До Днепра - полуразрушенные дворцы дворянства, окруженные бывшими деревнями, а после Днепра - совсем другая организация пространства. Трудно объяснить, но границу между православной и католической цивилизациями, проходящую по реке Днепр, чувствуешь физически. Однако есть центральная часть Украины, есть Киев, который может стать фактором объединения этой «разорванной» страны.

«Украина - это расколотая страна с двумя разными культурами, - писал замечательный американский ученый Самюэль Хантингтон. - Линия разлома между цивилизациями, отделяющая Запад от православия, проходит прямо по ее центру вот уже несколько столетий». Также он подчеркивал «роль России как стержневого государства отдельной православной цивилизации, следовательно, страны, ответственной за порядок вдоль границ православия. Россия возглавляет блок государств, имеющих православный центр… в которых она продолжает доминировать и куда она будет пытаться не допустить распространения влияния других держав. Россия ждет, что мир примет и поддержит такую систему».

- Цивилизационный раскол - чрезвычайно интересная теория, - говорит депутат польского парламента Тадеуш Ивински. - Мы соседи, но есть вещи, которые мы не понимаем и не принимаем. В России и Украине зародился и развивается новый союз власти и креста. Хотя Польшу считают католической и консервативной страной, но мы и представить себе не можем, чтобы два главных кандидата в президенты накануне выборов принимали участие в религиозных церемониях, как это сделали Янукович и Тимошенко. Ведь главный элемент демократии - разделение церкви и государства. А в Украине и России мы видим классический византийский прием - церковь сближается с властью.

ЛИБО НА ЗАПАД, ЛИБО - В КИТАЙ

- Пока Китай спал, Россия и Украина могли позволить себе роскошь быть отдельной православной цивилизацией с византийскими традициями, - говорит политолог господин Новаковски. - Теперь, когда Китай просыпается, Россия не сможет удержать свое цивилизационное пространство. Ей придется брать в союзники Запад. Идет демографическая гонка, в которой и наши, и ваши позиции очень слабы в отличие от позиций Китая, Индии и мусульманского мира. Если мы, белые люди, хотим сохранить наше влияние на то, что происходит в мире, мы должны идти к более активному сотрудничеству. Единственное наше спасение - Всемирное кольцо: США, Россия, Евросоюз. И России придется решить, кем она себя чувствует - Западом или Китаем?

- Россия чувствует себя Россией, - привычно раздражаюсь я, отвечая на любимый «западниками» вопрос.

- Пусть так, но вместе мы принадлежим к христианству. В условиях глобализации государства не могут самостоятельно участвовать в международной гонке, но объединяются в группы в рамках цивилизационных границ. Вопрос, найдем ли мы, западная и православная цивилизации, общие ценности, чтобы противопоставить их китайским, мусульманским и африканским.

- Это будет трудно сделать, поскольку православные ценности не совпадают с западными. Что такое наши ценности? Неприятие секуляризма, вера в Бога, долг перед родителями и семьей, патриотизм, понятие, что интересы общества могут иногда быть важнее интересов индивидуума, презрение к эгоистическому западному индивидуализму, неприятие гомосексуализма.

- Но Россия - страна ярких индивидуалистов.

- Да, но не забывайте, что мы прошли через советский коллективизм и до сих пор скучаем по чувству локтя. Мы - некий гибрид восточных и европейских ценностей.

- И потому перед вами стоит вопрос, каким путем идти - китайским или европейским. В Китае собственность подчинена государству и задержаны процессы личного творчества. Китай производит 90% современных компьютеров, но по чужим технологиям, поскольку только свободные люди могут рождать новые технологии и идеи. Вот вам дилемма: быть конвейером, обслуживающим чужие технологии, или творить собственные и продавать другим плоды своего мышления. Прибавьте к этому то, что русским не свойственны азиатский трудоголизм, жесткая дисциплина и бескомпромиссный коллективизм, когда личность - лишь винтик в огромной машине. И главный вопрос, который придется решать гражданам России: каким путем управлять страной - диктаторским или частично диктаторским? Потому что невозможно демократически управлять таким огромным государством. Или надо идти по пути децентрализации.

- Что кончится распадом страны!

- Возможно. Россия и Украина стоят на распутье. У вас еще есть выбор, у нас уже нет. Польша была и остается форпостом Запада.