Редкий профессиональный вернисаж создает такой ажиотаж, с каким состоялось открытие выставки икон из коллекции мэра Леонида Черновецкого. Толпы журналистов не помещались в небольшом зале, а Детская академия искусств прислала целый отряд набираться опыта от раритетов прошлого.
- Иконы мне дарили люди по разным поводам, - сказал Черновецкий. - Я для них создал специальный музей подарков. Это мой вклад в борьбу с коррупцией. Такого музея нет больше нигде в мире.
Спохватившись, что находится все же в Музее русского искусства, Леонид Михайлович решил продемонстрировать первые две иконы, с которых, собственно, и началась его коллекция. Но то ли забыл, как они выглядят, то ли не сразу узнал среди 24 святых образов, вдруг начал протискиваться к противоположной стене сквозь толпу гостей и журналистов. А когда наконец-то узрел, оказалось, с самого начала они были у него за спиной!
- Вот иконы, которые первыми купил, - с радостью поцеловал «Христа» и «Богоматерь» Леонид Михайлович. - У меня не было денег, но я чувствовал, что они особенные. Они выполнены в XVII веке петербургским иконописцем. Там есть дата. Им больше 300 лет. Такие иконы писались для очень высокопоставленных людей. Они не имеют равных! Я эту коллекцию подарю музею и буду ее постоянно пополнять.
Леонид Михайлович поцеловал металлический оклад и с благоговением продолжил:
- С этими иконами связано множество молитв, моих в том числе, о стране и киевлянах. Они излучают все самое лучшее. Вы получите импульс очень доброй и хорошей энергии. Все остальные иконы я покупал в разных коммерческих структурах и антикварных магазинах. Одни по $50 тысяч, другие - по $25 и $30 тысяч. В целом выставка имеет ценность $500 тысяч. Но первые две - самые ценные. Их продал профессор, очень интеллигентный человек.
«Комсомолку» поразили непомерно высокие суммы, выложенные мэром за старообрядческие иконы XIX века, составляющие основу его коллекции. Обратившись к экспертам по антиквариату, мы узнали, что средняя стоимость такого святого образа на современном рынке не более $5 тысяч. Так что Черновецкого бессовестно надули, содрав впятеро больше реальной стоимости. К тому же действительно музейного уровня оказалась только «Богоматерь Неувядаемый цвет», выполненная в лучших традициях украинского барокко XVIII века.