За проезд в троллейбусе и трамвае придется платить 4 гривны вместо 4, за метро – 5 гривен. Почему принято такое решение и какие еще планируются изменения. На прямой линии с читателями "КП" в Украине" рассказал зампредседателя Киевской городской государственной администрации Николай Поворозник.
- Решение о повышении стоимости проезда окончательное или у киевлян еще есть надежда?
- Окончательное решение еще не принято. Должно быть распоряжение главы Киевской администрации. Но сначала необходимо соблюсти все процедуры: согласовать вопрос с профсоюзами, обсудить с общественностью и так далее. Подорожание произойдет не раньше 15 июля. Это вынужденная мера, она связана с общим повышением цен. Мы не дотягиваем сейчас даже до себестоимости перевозки одного пассажира.
- Вы предвидите, что за подорожанием троллейбусов и трамваев последует новое подорожание маршруток?
- Проезд в большинстве маршруток подорожал до того, как было принято решение о повышении цен на коммунальный транспорт. Сейчас мы ведем переговоры, чтобы цены больше не повышались.
- Сколько будет стоит электричка для жителей Троещины?
- Сегодня стоимость разового билета на городскую електричку составляет 4 грн., а будет – 5 грн. Единый разовый билет тоже подорожает – до 7 грн.
- На днях троллейбус, в которой я ехала, сломался на маршруте. Кондуктор грубо приказала пассажирам выходить. И ни слова о том, что мы можем сесть на следующий троллейбус по тому же билету. А раньше всегда так говорили. Имеют же пассажиры такое право?
- Есть такой документ "Правила перевозки пассажиров". К сожалению, у нас он не обновлялся с 1993 года. Сейчас готовится новая редакция, где будут учтены такие ситуации. Если вы оплатили проезд, то вас должны довезти до пункта назначения – это однозначно. То есть, с тем же талоном вы имеете право сесть на следующую единицу подвижного состава, работающую на этом маршруте.
- Киев не закупает новый транспорт, троллейбусы и трамваи на маршрутах не добавляются. Полчаса приходится стоять на остановке, пока дождешься набитого вагона. Но цена повышается регулярно. За что мы платим, за неудобства?
- У нас с 40 копеек до 2 гривен подорожала электроэнергия. В 2,6 раза повысилась зарплата для водителей и персонала. Это почти 18 тысяч человек. Я не говорю уже о подорожании воды, аккумуляторов, запчастей. Существующий тариф даже с учетом повышения – это тариф выживания. Повышением мы покроем только две составляющие – электроэнергию и зарплату. Но что касается развития транспортной сети, то неправда, что ничего не делается. В прошлом году было закуплено больше десятка новых трамваев. В 2017 планируем закупить 100 автобусов, 80 троллейбусов и 47 трамваев. Есть договоренности с Европейским банком реконструкции и развития.
- Сколько может стоит экономически обоснованный проезд в метро, городской электричке?
- Себестоимость проезда в метро – 5,68 копеек. Разницу между новой и реальной ценой будет покрывать бюджет города. В "Киевпастрансе" цена на несколько копеек дороже – 5.76 коп. Если говорить о тарифе, который бы включал покупку новых запчастей, то тариф должен был бы составлять около 7 гривен для метро и наземного транспорта и больше 15 гривен для электрички.
- Для пенсионеров останутся льготы на проезд?
- Все категории киевлян, имеющих льготы, будут ими пользоваться.
- Идут разговоры о том, чтобы монетизировать льготные проезды. Это рационально?
- Городская власть несколько раз вела такие переговоры с Кабмином по поводу монетизации. Мы просились в пилотный проект, но проблема на самом деле не простая. Раньше проезд для льготников компенсировало Минсоцполитики. Сейчас это делает город. По идее, за перевозку пассажира, который приехал, например, из Белой Церкви, нужно выставлять счет Киевоблсовету. Но там могут не включить человека в список льготников. Это все надо урегулировать в масштабах страны.
Вопрос о введении единого электронного билета в столице поднимается и откладывается вот уже несколько лет. По словам Николая Поворозника, сейчас его планируют решить к концу 2017 года.
- Все законодательные моменты урегулированы, осталось закупить и установить оборудование. Но одни турникеты ничего не дадут. Нужно обеспечить пассажиру право оплатить проезд несколькими удобными для него способами – банковской карточкой, карточкой киевлянина, электронной карточкой, через мобильный телефон. Потом можно убеждать людей, чтобы платили за проезд.
Нужно также выбрать способ контроля оплаты. Есть израильский вариант, когда на дверях автобуса стоит счетчик. Даже если 98% пассажиров заплатили. Машина не тронется, пока не заплатят оставшиеся 2% - не запустится двигатель. Можно у нас попробовать. Но для того, чтобы контролировать нужно дать людям возможность в любом в виде билет купить.
Построить ветку метрополитена в один из самых крупных и густо населенных районов города – на жилмассив Троещина киевлянам обещают много лет, но городские власти не шевелят и пальцем. И вот тема снова оказалась на слуху. Читатели "КП" волнуются: не будут ли они опять обмануты в надеждах?
- Действительно, одна китайская корпорация высказала готовность профинансировать и построить новую ветку метро, – говорит Николай Поворозник. - Стоимость составляет примерно 2 миллиарда долларов вместе с подвижным составом. Сейчас мы ведем активную работу в части подписания межправительственного соглашения между Украиной и Китаем. Оно должно быть ратифицировано Радой. И только после этого можно говорить о метро. Но вот опять же вопрос, на который нужно дать честный ответ: мы хотим метро по 4 гривны или хотим новую линию? Не повышать тариф и вести строительство нельзя. Для потенциального инвестора это должен быть окупаемый, привлекательный проект. Думаю, что мы еще будем советоваться с жителями Троещины по этому поводу.
В Киевской горгосадминистрации Николай Поворозник курирует также вопросы здравоохранения. Этот вопрос, как оказалось, тоже занимает наших читателей. Особенно проблемы, которые возникают с получением медикаментов по правительственной программе "Доступные лекарства".
- Были случаи, когда лекарства не выдали по рецептам. Что делать, куда жаловаться?
- Нужно добиваться своих прав. Если выписан рецепт, а лекарство не дают – это грубейшее нарушение. Может быть ситуация, когда выписан рецепт на лекарство, которого нет в перечне Кабмина по реимбурсации. У нас такие случаи были. Но в любом случае конфликт можно урегулировать. Звоните на "горячую линию" 1551. Или пишите мне в "Фейсбук", - говорит Николай Поворозник. - Я для того веду аккаунт в соцсети, чтобы реагировать на обращение граждан. В последнее время мы неплохо поработали в области медицины и не хотим сбавлять темпы.