Кроме того, подписание контракта по таким правилам может обернуться тюремным сроком для руководителя аэропорта. Об этом пишет издание Обозреватель.
"Как известно, ключевым камнем преткновения в переговорах "Борисполя" и Ryanair остается ставка авиационного сбора и других платежей за обслуживание, которую ирландцы запросили для "комфортной" работы в Киеве. По данным экспертов рынка, ирландцы просят снизить общую ставку до $5-7 за пассажира, в то время как средняя стоимость всех услуг в "Борисполе" сегодня обходится в $30-32 с учетом нерегулируемых государством услуг по наземному обслуживанию", - пишет издание.
"Положение о применении понижающих коэффициентов к аэропортовым сборам" было принято аэропорту в феврале. Краткая суть документа – понижение стоимости обслуживания для авиакомпаний, которые будут привозить в аэропорт больше пассажиров, а также открывать новые маршруты."Сейчас аэропорт перезаключает договора с авиакомпаниями, переходя на принцип публичной оферты. Это публичные условия они единые для всех перевозчиков", - процитировала гендиректора "Борисполя" Павла Рябикина "Лига".
Журналисты "Обозревателя" рассчитали, на какую скидку могут претендовать различные категории авиакомпаний, и сравнили потенциальную недополученную прибыль аэропорта с финансовыми показателями последних нескольких лет. Получилось, что только за счет авиационного сбора и сбора за взлет-посадку потери составят не менее $15 млн. Из них только за счет скидок для "Международных авиалиний Украины" как ключевого перевозчика и крупной авиакомпании – потери составят не менее $11 млн.
Все это может квалифицироваться как нанесение убытков госпредприятию в особо крупных размерах при злоупотреблении служебным положением, за что ст. 191 Уголовного кодекса предусмотрено наказание на срок до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.
Кроме того, журналисты отмечают также высокие риски судебных исков в европейские антимонопольные инстанции со стороны авиакомпаний, которые не подпадут под "скидочные" критерии. Ведь снижение тарифов может быть расценено как прямая государственная дотация, что противоречит в том числе и ряду международных соглашений Украины.
"Также вызвал удивление сам факт возможности предоставления скидки на уровне 80% при рентабельности не более 10-15%, заложенной в регулируемом государством тарифе. Более того, 80% авиационных сборов – это зарплата персонала. Поэтому откуда ее компенсировать при предоставлении скидок и готовы ли люди работать за 20% дохода – вопрос открытый", - пишет издание.
Журналисты также отмечают, что такие стимулы для авиакомпаний практически никак не влияют на стоимость перевозок. "По данным участников рынка, в цене авиабилета доля расходов авиакомпании, связанных с аэропортовым обслуживанием, составляет около 8-10%. Основная доля в цене билета – около 60% – это топливо, которое все еще облагается НДС и акцизом, и является местом для маневра", - пишет издание.
Еще один льготный механизм, который не задействован в полной мере – компенсация части затрат авиакомпаний муниципалитетами, заинтересованными в притоке туристов, как это практикуется в Литве, Испании, Израиле. Пока на что-то похожее решился Львов, от Киева же ждать милости не приходится: "Борисполь" - это формально вообще не парафия КГГА, - резюмирует издание.