У мэра Киева Виталия Кличко заявляют: горожане больше не будут переплачивать, а заплатят за фактический объем потребления вместо старого нормативного (из расчета за квадратный метр). О начислениях за тепло, старте отопительного сезона и правах потребителя рассказал заместитель главы Киевской городской администрации Петр Пантелеев.
Количество прорывов теплотрасс уменьшилось вдвое
- Петр Александрович, как в этом году прошел старт отопительного сезона и столкнулся ли город с трудностями?
- На мой взгляд, старт отопительного сезона прошел успешно, учитывая общее состояние теплосетей в городе. Нам понадобилось около семи дней, чтобы запустить теплоноситель во все дома. Официально распоряжение мэра Киева вышло 10 октября, когда среднесуточная температура снизилась ниже 8°С и продержалась три дня. Это определено законодательно и прописано в Постановлении Кабинета министров Украины №151 "Об утверждении Порядка проведения перерасчетов размера оплаты за предоставление услуг централизованного отопления, снабжения холодной и горячей водой и водоотведения в случае их непредоставления или предоставления не в полном объеме, понижения качества".
Конечно, мы не избежали аварийных ситуаций, поскольку некоторые коммуникации "дали слабину" под давлением во время запуска тепла. Но следует отметить, что в этом году мы существенно сократили количество аварий. В сравнении с прошлыми годами количество аварий во время старта отопительного сезона уменьшилось вдвое. Это прямое свидетельство повышения качества работы городских служб.
- Как этого удалось достичь?
- Вопрос подготовки к работе в осенне-зимний период Виталий Кличко обозначил для нас главным приоритетом: проведены все подготовительные работы, и жестко наказывали, если кто-то эту подготовку срывал. Каждую неделю районные службы, исполнители услуг - "Киевэнерго" и "Еврореконструкция" - отчитывались о состоянии дел с подготовкой. Как только дали старт подключать тепло - каждый вечер мы проводили селекторные совещания, рассматривали проблемы вплоть до конкретных адресов.
В этом году нам, например, удалось решить "долгоиграющие" вопросы с десятью проблемными котельными города. Проблемы на этих котельных накапливались годами. За последние полгода мы провели тщательную работу и изучили ситуации, которые сложились на каждом из этих объектов. В основном это ведомственные котельные, где владелец или прекратил хозяйственную деятельность, или не заключил договора на поставку тепла. Более того, ситуация была осложнена накопленными за многие годы долгами за энергоносители из-за разницы в тарифах. Мэр принял решение погасить эти долги и заложить необходимые средства в городском бюджете, а также провести капремонт и замену устаревшего оборудования, где это необходимо. К примеру, на капитальный ремонт котельной на проспекте Науки, 96, необходимо около 900 тыс. гривен - мы заложили эти средства в бюджете на следующий год.
Перерасчет за некачественные услуги
- Могут ли киевляне рассчитывать на уменьшение платы за услугу, если были длительные перебои с теплоснабжением? Если я не ошибаюсь, Киев выступил с законодательной инициативой по этому поводу?
- Действительно, по поручению мэра Киева Виталия Кличко в Киеве разработан проект изменений в действующие постановления Кабинета министров Украины, которые устанавливают четкие требования к качеству горячей воды и вводят усовершенствованный механизм перерасчета в случае некачественного горячего водоснабжения и отопления. Ведь когда речь шла о двух или трех гривнах за кубометр горячей воды, то у людей не так часто возникали вопросы и претензии, связанные с качеством услуги. Но после того как кубометр горячей воды поднялся в цене до 40,92 грн., а отопление - до 16,14 грн., то вопрос качества практически "встал ребром".
Изучив действующее законодательство, наши специалисты обнаружили ряд пробелов, касающихся качественных и количественных нормативов услуг, что не дает потребителю всех рычагов влияния на исполнителей услуг и ответов, когда он имеет право на перерасчет.
Поэтому мы разработали законодательные изменения и направили их на согласование в Кабмин. Их принятие позволит ввести четкие параметры качества горячего водоснабжения. Например, если в течение 2 минут после открытия водоразборного крана горячая вода не достигнет нормативной температуры (50°C), потребитель имеет право на перерасчет. То же касается изменения порядка перерасчетов за услугу централизованного отопления, если вследствие аварийной ситуации потребитель не получал услугу более 12 часов.
- На какой стадии этот проект?
- Он подписан со стороны города и направлен в Кабмин, мы надеемся, что правительство поддержит Киев в нашем стремлении защитить интересы и права потребителей жилищно-коммунальных услуг.
Счетчик поможет платить меньше за отопление
- Пока эти изменения будут приняты, может пройти немало времени. А людей интересует, как уже сейчас повлиять на цены и счета.
- Поверьте, городская власть это понимает как никто. Виталий Кличко и я в том числе каждый день встречаемся с людьми и знаем все проблемы не понаслышке. Вопрос роста тарифов один из самых болезненных для людей. И мы сделали тот нужный шаг, который поможет платить меньше за отопление уже сегодня - установили счетчики тепла в дома. За последний год столица стала лидером в нашей стране по темпам установки приборов учета. Установив в этом году 4 тысячи счетчиков, мы достигнем того, что возьмем на учет 80% всех жилых домов в столице. Еще красноречивее выйдет цифра, если говорить о квартирах - 93% квартир будут рассчитываться за отопление по домовым счетчикам.
- То есть все квартиры, где в этом году установлены счетчики, будут рассчитываться по ним?
- Нужно разделять две вещи - установка оборудования и запуск счетчика в работу. Если установка у нас практически завершена, то запуск в работу (взятие счетчика на коммерческий учет) продолжается. Ведь оборудование нужно испытать на корректность начислений. Эта процедура на одном объекте может занимать до трех дней.
Но мы ведь понимаем, что в большинстве домов, где есть теплосчетчик, жители платят за тепло на 20% меньше. Поэтому городской глава Виталий Кличко дал указание разработать специальный алгоритм начисления за отопление в домах, где прибор учета еще не запущен в работу. Этот алгоритм применим к начислениям за октябрь, который был еще не таким холодным. То есть в октябре киевляне будут платить за фактический объем потребления, а не нормативный (из расчета за квадратный метр). Жители домов без счетчика заплатят так же, как и те, которые рассчитываются по счетчикам.
В квитанциях, которые получат такие клиенты, сумма будет рассчитана исходя из проектной тепловой нагрузки здания с учетом температуры окружающей среды во время отопительного сезона и количества дней предоставления услуги.
- Как будет проводиться начисление в следующие месяцы?
- Как я уже сказал, мы активно работаем и запускаем в работу счетчики. Поэтому с ноября плата за тепло будет производиться исходя из показаний прибора учета. Там, где такой прибор установить будет технически невозможно или экономически невыгодно, в первую очередь самим жителям, расчет будет производиться по нормативу.
Я также хотел бы акцентировать внимание на том, что в этом году мы запустили несколько пилотных проектов по энергосбережению. Одними их самых знаковых является программа реконструкции полсотни тепловых пунктов с установкой системы теплорегуляции и термосанация 11 школ и детских садиков. Сейчас активно ведутся все необходимые работы на объектах. Энергоэффективное будущее столицы зависит именно от системности и своевременности выполнения таких проектов. Многие страны, которые являются лидерами в сфере энергоэффективности, прошли длительный и трудный путь модернизации и изменения подходов к потреблению тепла. Киев только начинает этот путь, мы используем лучший европейский и мировой опыт и твердо намерены завершить начатые изменения.
Вопрос ребром
Что делать тем, у кого холодно?
- Есть ли сейчас дома, где не запущено тепло?
- Это исключительно адреса, по которым случилась аварийная ситуация. И город четко ставит задачу тепловикам и жилищным обслуживающим организациям в самые краткие сроки ликвидировать поломки и возобновить услуги - в течение 1-3 суток.
Я также хочу обратить внимание, что для оперативной связи с киевлянами и информирования об аварийных работах мы в прошлом году создали телефонную линию 15-57, которая поможет как получить информацию о предоставлении услуг, так и оставить заявку и вызвать аварийную бригаду. Я советую киевлянам обращаться всеми доступными путями: по телефону контакт-центра г. Киева 15-51 (со стационарного) или 205-73-37, 15-57ы или 500-15-57.