Недавно жители столицы получили от мэра города по красивому конверту, в который было вложено извещение о выплате ста гривень материальной помощи владельцам Карточки киевлянина. В письме этой радости предшествовало изложение всех "достижений" Кличко и заверение, что, несмотря на все трудности (какие – не указано), местная власть будет и дальше заботиться о малоимущих. А пока что она в порыве этой самой беспрецедентной заботы дарит нуждающимся купюру с изображением Тараса Шевченко. Учитывая, что Карточки киевлянина есть в основном у пенсионеров, такая подачка выглядит особенно возмутительной. На сотню наши старики купят два-три килограмма овощей или по полкило дешевого сыра и мяса. Вряд ли такие "именины сердца" запомнятся им надолго. А вот горечь останется. О том, что означает подобная "щедрость" от мэра, мы говорим с инициатором "Руха за реформы" Сергеем Думчевым.
Сергей, честно говоря, не верится, что Виталий Кличко начал "сеять гречку"? Не мелковато ли для чемпиона?
Виталий Кличко на мой взгляд вообще выглядит мелковато, если, конечно, вынуть эту икону из ее спортивного оклада. Он мелковато начал, назначая на ключевые должности в КГГА своих бизнес-партнеров, и уж совсем плохо закончил, отказавшись от партии УДАР, которую год с лишним назад провел в Киевсовет.
Разве это не его личное дело, в какой партии находиться?
На данном этапе – уже нет. Кличко шел на выборы 2014 года под одними знаменами, а теперь перестроился под другие. УДАР стал частью президентской "Солидарности", но, уходя с политической арены, не дал мало-мальски внятного отчета о том, что этой политической силой достигнуто за год работы, а что – нет. Мы не услышали ни одной цифры на предмет того, как, к примеру, расходовался городской бюджет; с дефицитом или профицитом мы вошли во вторую половину года; какие обещания выполнены, а какие – на стадии реализации Хотя любой вменяемый мэр за год работы осуществил бы любые прожекты. Даже самые смелые.
Кличко не хватает смелости? Иными словами – самостоятельности?
Безусловно, он – крайне зависимая от своего патрона (читай – Президента) фигура. Но дело не только в этом. Ведь что такое эти его 100 гривень? Я не говорю о мизерности сумы. Пусть бы даже Кличко раздавал пенсионерам по 10 тысяч. Но такими подачками подменяется суть государства, его функции и предназначение. Государство должно быть социальным, т.е. защищающим и гарантирующим гражданину его права. А город – это маленькое государство, сегмент большого зеркала, где все отражается в миниатюре.
Представьте, что вы ходите на работу, но зарплату вам не платят. Или платят по 500 грн. и пару раз в год, перед Троицей, например, или перед днем взятия Бастилии (а также, что немаловажно, перед выборами), бросают на карточку еще какую-то сумму – разве это нормальная ситуация? Ваш договор с государством заключается в том, что вы честно делаете свою работу, платите налоги, а взамен получаете зарплату (или пенсию) и необходимый набор сервисных услуг – образование, медицинскую помощь, правоохранительную защиту. Все предельно просто. И не нужно изобретать велосипед в виде Карточек киевлянина.
Но ведь город может поддержать своих граждан. Киев – киевлян, Харьков – харьковчан. Что плохого в такой адресной помощи?
В адресной помощи как таковой нет ничего плохого. Только не нужно начислять адресную помощь "под событие". В апреле, перед Пасхой, семьи участников АТО получили от Кличко по 350 грн., на детей-сирот опекунам досталось по 250 грн. и еще по 150 грн. – инвалидам первой группы. Вас это умиляет? Меня лично бесит. А что, в другое время инвалиды, сироты и семьи, чьи кормильцы ушли на фронт, питаются святым духом? Не нужно этих никчемных подарков "к празднику", дайте людям нормальные пенсии, нормальные социальные выплаты, и они сами купят себе к пасхальному столу все, что захотят. И не только в "красный день календаря".
Есть и еще один момент. Адресная помощь хороша тогда, когда она подкреплена статьей дохода. Вот если бы вышел Кличко к народу и сказал так: "Я за время своего пребывания у власти смог найти для Киева десять или двадцать инвесторов, они вложили в наш город такие-то средства, и чистая прибыль на сегодняшний день составляет столько-то миллионов гривень. Я подумал и решил, что часть прибыли мы употребим на новые дороги, а часть я хочу раздать киевлянам", – такой вариант был бы еще более или менее приемлем. Мы, горожане, заработали эти деньги, и мы же их делим между собой. Или, допустим, не делим, а покупаем компьютеры для школ. Но мне в принципе не понятно, откуда Кличко берет деньги на Карточки киевлянина? Достает из своего кармана? Или из бюджета? Если из бюджета, то кто ему позволил это делать? Ведь все его статьи были расписаны заранее, и такой графы расходов, как "дать Кличко на выборы", в бюджете нет, не так ли? Так откуда деньги?
Кстати, если постоять в очередях за теми же ста гривнями, то можно услышать, что наши пенсионеры не в восторге от Кличко. Они сравнивают его с Черновецким. Мол, у того, помимо таких выплат, еще и продуктовые наборы были. А Виталька продукты зажал"…
Что ж, такие настроения не лучшим образом характеризуют наше общество, но такое мнение тоже нужно правильно интерпретировать и учитывать на будущее. Тот, кто рассуждает в духе "ты мне – продуктовый набор, а я тебе – голос на выборах", поступает как самый банальный шантажист. А у шантажиста никогда не нужно идти на поводу, потому что его аппетиты непредсказуемы. Это тупиковый путь, дорога в никуда. Так мы ничего нового не построим.
Общество нужно перевоспитывать?
Я бы сказал так: приучать к новым правилам игры. К хорошим, добрым и справедливым правилам игры. Работаешь – получай зарплату, отработал свое – отдыхай на пенсии. Именно отдыхай, а не стой с протянутой рукой. Если работодатель задерживает выплаты – вот тебе суд, который "разрулит" эту ситуацию. И не за взятку, а за страх перед законом. Еще раз повторяю: нормальное общество устроено просто. Наше же государство не солидаризировано с народом, оно – на своей волне. Поэтому и народ оно жалеет дозировано, в свои "критические дни", дни перед выборами.
Два слова о "жалости". Яценюк обещал повышение зарплат и пенсий с 1 сентября…
Да, это "колоссальный" прорыв. Минимальная зарплата повысится с 1218 грн. до 1378-ми. 160 грн. чистого дохода… А во сколько раз с 1 сентября возрастет коммуналка, Яценюк не уточнил? А с 15 октября – с начала отопительного сезона? Это прекрасная иллюстрация к тому, о чем я говорил раньше. Власть у нас – сама по себе, смотрит, как бы еще нагнуть народ и взвалить на него долги по внешним займам или что-то в этом роде. Народ же тоже не лыком шит, выживает, как может, не доверяя власти и не полагаясь на нее.
А вы знаете, на чем завязан наш так называемый прожиточный минимум? На потребительской корзине. А потребительская корзина не пересматривалась уже 15 лет. Вдумайтесь, пожалуйста: 15 лет. Как была утверждена 14 апреля 2000-го, так и остается в своем неизменном виде по сей день. Как будто бы и не было этих 15 лет и всех изменений, что произошли за последние полтора десятилетия.
Интересно бы заглянуть в эту корзину…
Вам интересно, а мне, честно говоря, даже страшно. Я знаю, что в потребительской корзине, например, англичанина предусмотрены расходы на подключение к Интернету, покупку МР-3-плеера и гитары, а также услуги садовника. Немцы же (даже самые бедные) имеют право на цифровой фотоаппарат и видеокамеру, сканер и принтер, а также тонометр. Французы закладывают в потребительскую корзину парикмахерские, косметические средства и продукты для кошек и собак. Американцы тоже не стесняются: в их корзине – табачные и алкогольные изделия, а еще расходы на мобильную и компьютерную связь.
А в украинской корзине львиная доля расходов идет, очевидно, на питание.
Да уж, конечно, нам не до гитар. Более 65% из перечня товаров – это продукты питания. При этом некоторые непродовольственные товары и услуги не заложены вообще. Например, считается, что школьники могут обойтись двумя учебниками в год, а студентам даже этого слишком много. Платная медицина и платное высшее образование вообще не упоминаются, так как, согласно Конституции, они в Украине должны предоставляться безвозмездно.
Возвращаясь к прожиточному минимуму. Наверное, в разных странах и разный подход к тому, что подразумевать под этим понятием.
Безусловно. Где-то минимально допустимым уровнем жизни считают тот, который имеют от 10 до 20 процентов граждан. (У нас же – треть населения находится за чертой бедности.) Где-то "танцуют" от социологических опросов, которые призваны очертить круг самого необходимого. В Литве, например, прожиточный минимум формируют, исходя из модели семьи, где есть двое взрослых родителей и двое детей разного возраста и пола.
В США, Великобритании и Германии прожиточный минимум устанавливается на уровне 40% от среднестатистического дохода на душу населения, в Финляндии, Италии, Греции и Испании – на уровне 50%, в Португалии и Ирландии – на уровне 60%. В Болгарии правительство скомпоновало 6 отдельных потребительских корзин – для разных категорий семей. И только в Украине действует так называемый "нормативный метод" установления прожиточного минимума, который упирается в раз и навсегда очерченную корзину.
За пять последних лет прожиточный минимум для дееспособного украинца вырос с 869 грн. (2010 год) до выше упомянутых 1218-и. Тогда как рост базовой инфляции в течение одного лишь последнего года (с августа 2014-го по август 2015 года) ускорился на 44,6 %. О том, как вырос за это время доллар и как он потянул за собой цены на все группы товаров, я лучше вообще умолчу. Между тем, на ребенка в возрасте до 6 лет государство выделяет аж 1032 грн. прожиточного минимума, на подростка до 18-ти – 1286, на инвалида – 949 грн. Считается, очевидно, что на эти деньги первого реально "поставить на ноги" и подготовить к школе, второму – обеспечить качественное образование, а третьему – гарантировать надлежащее лечение и уход.
И наш народ умудряется не только выживать, но и заниматься благотворительностью, "поддерживая штаны" армии, которая во многом держится за счет волонтеров…
Да, это тот случай, когда сам социум берет на себя функции государства, стоящего в стороне. Сам распределяет средства, определяя первостепенные расходы – это если говорить о вашем примере с волонтерами. У народа есть желание и понимание того, как должно быть устроено государство, но нет достаточно средств, чтобы реализовать все замыслы. Поэтому люди и делятся друг с другом последними крохами. У государства же есть деньги, но нет элементарной эмпатии к простым гражданам. Конечно, долго так продолжаться не может. Если отношение власти к народу не изменится, все демографические проблемы Украины решатся естественным образом – те, кто не успеет эмигрировать, отойдет в лучший мир. Или правительство все же возьмется за ум и спасет тех, благодаря кому оно, собственно, и стало властью.