Уже несколько месяцев Киев пестрит агитационными палатками. Народу возле них кот наплакал - политическая литература лежит мертвым грузом, агитаторы изо всех сил пытаются всучить проспекты хоть кому-то. Скучно. Ну ничего, сейчас мы их всех расшевелим.
"Лучше бы цены на конфеты снизил"
В палатке возле Дворца спорта дежурят мужчины и женщина предпенсионного возраста.
- Я бы за партию Порошенко проголосовал, если бы он обещания выполнял, - начинаю я.
- Так кто у нас в стране их выполняет? - сразу нашелся мужик.
- Завод "Рошен" обещал продать, - загибаю пальцы. - Каждого солдата застраховать на миллион обещал…
- Не все же он может, он всего лишь президент, - включается в спор женщина в красной накидке "Солидарность".
- А вы с ним лично знакомы? - серьезно спрашиваю, вглядываясь в глаза.
- Конечно, - хором отвечают агитаторы и добавляют, увидев мое удивление: - На концертах регулярно видимся, вот недавно на Михайловской площади был.
- Вот если бы у вас в палатках конфеты "Рошен" раздавали, то я бы точно за "Солидарность" голос свой отдал, - мечтательно роюсь в партийных газетах в поисках сладенького.
Агитаторы смеются, а женщина добавляет, лучшая предвыборная кампания - это снизить цены на конфеты.
- Я сама раньше на заводе "Рошен" работала, - разоткровенничалась она. - Так там почти никого не осталось, вот и меня сократили…
- И вы пошли работать после этого к нему же агитатором? - удивляюсь я.
- А что делать? Вот такая ирония судьбы…
"Эра - это такая метафора"
Из билбордов "Руха за реформи" больше других запомнился такой: первобытный человек эволюционирует в мужчину в брюках и белой рубахе. Назвали конечную точку этого процесса "эрой Думчева" - от имени руководителя общественного движения.
- Объясните, что такое эра Думчева? - с ходу спрашиваю в палатке рядом со станцией метро "Олимпийская".
- Это… как бы вам объяснить?.. - чешет затылок парень в синей футболке. - Это процесс эволюции, метафора такая...
- То есть если я за него проголосую, то наступит его эра? - не унимаюсь я.
- Наступит, но не сразу… - агитатор пытается понять, что я к нему привязался. - Он же простой человек, предлагает реформы. Эти реформы за день неосуществимы.
- А кто вашу партию финансирует? - интересуюсь я.
- А мне откуда знать? Знаю, что в партии все предприниматели. Не бедные люди.
- Вот вы обещаете тарифы на ЖКХ снизить на 70%. Это реально? - листаю листовки с обещаниями.
- А почему нет? - настаивает агитатор, зачем-то предлагая мне взять календарик с Белоснежкой и семью гномами.
- Но тарифы не городская власть устанавливает. Это любой образованный человек знает, - выкладываю аргумент.
- Да? - парень смотрит в агитационный материал, но ответа там не находит. -Сейчас идет децентрализация, может, это право отдадут местной власти…
"Вы на нашего Кличко не наговаривайте"
В палатке у выхода со станции метро "Лукьяновская" дежурит матерый пенсионер-агитатор Леонид Григорьевич.
- Вот вы лично к выборам готовы? - спрашиваю, листая партийную газету.
- А мы здесь не из-за выборов стоим, - начинает вешать мне лапшу на уши Леонид Григорьевич. - У нас проект -приемные мэра. С июля по декабрь.
- И выборы совсем ни при чем? - наивно интересуюсь.
- Нет. Было слишком много жалоб, не всем могли дозвониться в колл-центр, - продолжает отвечать заученными фразами агитатор. - Вы свою проблему напишите, ее быстро решат.
- Вот вы мне скажите, правда, что все скандальные стройки в Киеве принадлежат депутатам от "УДАРа"? - меняю тему на более интересную.
Леонид Григорьевич роется в листовках, агитках, газетах в поисках ответа и, понятно, его там не находит.
На выручку к нему приходит бойкая женщина средних лет, раздающая газетки.
- Что это вы такие вопросы задаете? - с подозрением спрашивает дама, всучивая мне в руки газетку. - Вы здесь специально ради скандала? Вы на нашего Кличко не наговаривайте!
- А вы с ним лично знакомы? Какой он человек?
- Конечно, он такой… да простой он... как все, только высокий и добрый, - закатывая глаза, уверяет женщина.
ЦЕНА ВОПРОСА
Партии ищут "главного по дому"
За работу в палатках платят от 100 до 140 гривен в сутки. Рабочих дней - пять. Из новшеств, которые появились в этой избирательной кампании: объявления поиска "главного по дому". Инициативным людям предлагают зарабатывать от 4 до 5 тысяч гривен в месяц за то, что они берутся убеждать соседей голосовать за нужного кандидата: ходить по квартирам, проводить собрания во дворе, раздавать агитационные листовки. Набор "главных по дому" продолжается до 5 сентября - официальной даты начала избирательной гонки.