21 ноября
Загрузить еще

На Андреевском спуске толкают картины-подделки по цене подлинников

На Андреевском спуске толкают картины-подделки по цене подлинников
Фото: Такие «шедевры» нам предлагали по 500 гривен за штуку.

На уличных выставках в России художники продают вместо своих работ - компьютерные копии. Такая информация прошла на многих сайтах. Мы тоже забеспокоились. Ведь главный киевский «приют» художников, Андреевский спуск, первым попадает под подозрение. Именно туда стекаются киевляне и гости столицы, чтобы купить подарок на день рождения друзьям или шефу. Поэтому мы отправились поглядеть, а что же нам предлагают там?

Неизвестные работы Ван Гога и Леонардо да Винчи 

В праздничные дни тут глаза разбегаются от количества и разнообразия работ, но в будни под стенами Андреевской церкви стояло около десятка продавцов и мастеров. Немного прогулявшись, мы остановились у четырех картин. По ним сразу было видно, что автор писал их сам. Мы с фотографом представились покупателями и решили выведать у мастера некоторые профессиональные тайны. Художник рассказал, что подделка картин - вещь довольно распространенная во всем мире и в Украине в частности.

- Самый высший пилотаж - подделка холстов известных мастеров, - рассказывает Игорь. - Художник пишет полотно, максимально пытаясь передать стиль именитого автора в точности до мазка, а потом делают громкое заявление, что найдена ранее неизвестная работа Ван Гога или Леонардо да Винчи. Для этого гениальные жулики рисуют в духе прошлого времени, исхитряясь при этом разными способами. Например, чтобы получить «старые» краски, находчивые мастера соскребают их со старых картин, разводят водой или растворителем, а потом ими пишут ранее не найденный шедевр знаменитого мастера. 

Способов развести покупателя - хоть отбавляй 

Холстам тоже прибавляют пару десятков, а то и сотен лет. Самый простой способ, по словам мастеров с Андреевского, состарить холст - положить его на ночь под мокрый коврик. Также в ход идут пятна от кофе, чернил и прочие жидкости. Потом такие картины умельцы продают за большие деньги. Конечно, их иногда ловят, но в основном такие профессиональные обманщики работают под прикрытием.

- С помощью специального оборудования можно печатать репродукции картин, как предвыборные листовки, - добавляет художник-оформитель Алексей. - Потом картинку «загоняют» в рамку, а сверху накладывают несколько мазков настоящими красками. Неопытный покупатель не различит, написана вся работа маслом или это замаскированные фотообои.

Есть, по его словам, и другой способ - отпечатывать репродукции в типографии. Но он недешевый, так как слишком дорогая аппаратура. Если производство массовое, оно часто окупает себя. Если авторские работы продают минимум от 900 грн., то штамповки стоят немного дешевле. Но все равно вас «сделают» долларов на 100…

Конечно, мы не специалисты, и невооруженным глазом очень сложно отличить подлинник от подделки. Однако, вооружившись советами специалистов, мы все же заприметили на улочке мастеров несколько подозрительных работ, очень смахивающих на картинки, выполненные с помощью цветного принтера... Нам так и не смогли ответить, кто же авторы этих пейзажей, но предложили купить по дешевке: всего-то за 500 гривен! 


Вот это, по заверениям экспертов, все же авторская работа.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Зоя ЧЕГУСОВА, арт-критик, искусствовед, лауреат Шевченковской премии: 

- Опытным глазом очень легко определить подделку. А вот обычному покупателю разобрать, где китч, а где настоящая авторская работа, сложно. На Андреевском спуске очень много картин, которым на свет помогли появиться компьютер и цветной принтер. Обманщиков тоже хватает… Поэтому если уж вы и хотите найти картину на Андреевском, лучше приобретите ее в галерее. Кстати, их на Андреевском спуске вполне достаточно для нормального выбора. Точно не подсунут подделку, хотя и стоят такие работы в два раза дороже. Также могу порекомендовать художественный салон Союза художников Украины. 

ВАЖНО!

Как проверить, настоящее ли полотно?  

Внимательно осмотрите торец (это кусочек холста, который выступает сзади за рамой картины). Если вы увидите там абсолютно ровную линию среза или, того хуже, типографскую офсетную линию - картина создана техникой, а не кистью художника.

Холст, по которому пишут мастера, должен быть плотным, серого цвета, иметь шероховатую поверхность. Типографский, наоборот, - тонкий, абсолютно ровный, без единой погрешности и пятнышек.

Внимательно присмотритесь к «лицу» картины. Если она написана от руки - линии изображения не должны быть идеально ровными и безукоризненно четкими.