22 декабря
Загрузить еще

Под Киевом "принесли в жертву" дом Максима Рыльского

Под Киевом
Фото: Дом Рыльского разрушил владелец, сделав вид, что не знает о его культурной ценности. Фото Prostir.museum

Утром местные жители заметили, как с крыши дома исторического значения неизвестные снимают шифер. Заведующая фондом Ирпенского историко-краеведческого музея Елена Плаксина была одной из первых, кто обратил внимание на действия неизвестных лиц, и связалась с отделом культуры муниципалитета. Об этом сообщает портал Prostir.museum.

Дача Рыльского была самым значимым местом в городе. Фото: Prostir.museum

Вызвали милицию. В то же время работники горсовета связались с владельцем старинной усадьбы, который подтвердил, что в музее орудуют его люди.

Несмотря на увещания муниципальных чиновников прекратить ломать и оставить дом-музей Рыльского в покое, хозяин дома, Владислав Равилко, не отказался от своих планов. Мужчина уверял, что ничего не знал о культурной ценности дома, и действует на основании закона о частной собственности, а никаких переговоров о ценности дома как исторически значимом месте с ним чиновники местные не вели.

Усадьба была заброшенной. Фото: Prostir.museum

Теперь дома-музея Максима Рыльского в Ирпене не существует.

По словам начальника отдела культуры, национальностей и религий Ирпенского горсовета Евгения Антонюка "они это дело так не оставят":

- Виновные должны быть наказанными. Со стороны городского управления культуры в милицию было подано заявление о возбуждении уголовного дела, также подано ходатайство в прокуратуру. Но для того, чтобы дело набрало обороты необходимы документальные подтверждения того, что в этом доме, действительно, проживал Рыльский. Если уж не удалось уберечь дом, нужно сделать все возможное для того, чтобы хотя бы саму усадьбу Рыльских сохранить как памятку, а также приложить все усилия к сохранению других памятников города, - сказал чиновник.

Усадьба в Ирпене для Рыльского была дачей. Фото: Prostir.museum

Ситуация, в свете которой государство не уберегло памятник своего культурного наследия, сложилась еще в 2007 году. Тогда специально созданной Комиссией по охране историко-культурного наследия Приирпенья был утвержден реестр всех культурно-исторических объектов Ирпеня, но на сессии городского совета список не был принят.

 - Дом Рыльского в данном случае стал как бы жертвоприношением. Дома - нет, но зато все остальные памятники наконец-то приняли под охрану. Но это было самое значимое место в Ирпене", - считает Плаксина.

КУПИЛ УСАДЬБУ НА  ДЕНЬГИ ОТ ЛИБРЕТТО

В доме Рыльский с семьей жил, начиная с 1930-х годов. В 20-х годах прошлого века будущий известный поэт, публицист, научный деятель проживал в Доме творчества писателей в Киеве, но уже в конце следующего десятилетия решил найти дом для тихой уютной жизни за пределами большого города. Семья Рыльских выбрала домик недалеко от железнодорожного вокзала и приобрела его за средства, полученные писателем за либретто одной из опер Лятошинского.

600-летний дуб, под которым отдыхала Леся Украинка Фото: Prostir.museum

Семья поэта занялась обустройством и достройкой дома, за короткое время дом обложили кирпичом, появилась застекленная веранда с кирпичными "вазонами для цветов. Высадкой сада занимался поэт лично, часто привлекая к этому делу друзей-писателей, которые гостили на этой уютной усадьбе. Заселились Рильские сюда в 1937-38 годах, но в 1941 году вынуждены были отправиться в эвакуацию, оставив родные подворья. И вплоть до возвращения из эвакуации, в 1944 году, Рыльский не знал, подверглось разрушению его жилища или нет.

Дом Рыльского разрушил владелец, сделав вид, что не знает о его культурной ценности. Фото: Prostir.museum

Во время войны здание занимала немецкая комендатура, за что дом и уцелел. Но психологически семье было тяжело там оставаться и вскоре, в 1951 году, Рильские переехали в только что достроенный дом в Голосеево, а ирпенскую усадьбу продали. С того времени дом переходил из рук в руки, перепродавался и так продолжалось вплоть до сих пор.

Дом смог пережит лихолетье Второй мировой войны, однако, неповоротливость современной бюрократической машины и жестокосердность некоторых людей, перемолола его руками рабочих.

Новости по теме: Киев исторические здания