Колонна на месте Крещения
Под днепровским склоном, возле Набережного шоссе, стоит памятник-колонна - старейший в Киеве монумент. Его воздвигнул в 1802 году городской архитектор Андрей Меленский по заказу местного магистрата в честь подтверждения царем Александром I Магдебургского права (средневекового кодекса муниципального самоуправления).
Участок, выбранный для установки колонны, издавна был хорошо известен киевлянам. Его называли Крещатиком, или Святым местом. Здесь когда-то сливалось с Днепром исчезнувшее ныне русло реки Почайны. Традиционно считалось, что именно возле устья Почайны были крещены двенадцать сыновей Владимира Святославича, после чего состоялось крещение всех жителей стольного града. Поэтому на колонне была помещена табличка с посвящением: "Святому Владимиру Просветителю России". Под аркой в основании колонны устроили часовню с "Крещатикским источником" - небольшим бассейном, наполнявшимся водой из подземных ключей.
Спустя полвека, в 1853 году, на террасе прилегающей возвышенности был открыт первый в Киеве скульптурный памятник, также посвященный князю Владимиру. Его проект составил петербургский скульптор Василий Демут-Малиновский, осуществлял его барон Петр Клодт, архитектором памятника был Александр Тон. Величественная статуя святого князя с крестом в правой руке стоит на пьедестале с изображением сцены крещения киевлян. С тех пор нередко монумент-колонну называли "нижним памятником князю Владимиру", статую с крестом – "верхним памятником". В 2013 году в основании колонны возродили утраченную в советские годы часовню, и теперь здесь вновь струится вода в каменной чаше.
Десятина для церкви
Вскоре после крещения киевлян Владимир Святославич приступил к возведению первого на Руси каменного храма. Решено было назвать его в честь Пресвятой Богородицы. Ведущую роль в строительных работах играли мастера, приглашенные князем из Византии.
В 996 году строительство было в основном завершено. Настал день первого богослужения в новом храме, порученном настоятельскому попечению священника Анастаса из Херсонеса. Помолившись, Владимир объявил всем присутствующим: "Даю сей церкви Пресвятой Богородицы от имения своего и от городов десятую часть", после чего прямо в храме подписал клятвенный акт и передал его Анастасу, который должен был впредь получать "десятину" от княжеских доходов на церковные нужды. Так возникло параллельное название церкви - Десятинная.
В июле 1015 года сюда доставили тело скончавшегося Владимира Святославича и упокоили его в мраморном саркофаге. Для прощания с Крестителем Руси собралось множество людей; по словам летописца, "оплакивали его бояре как защитника их земли, а убогие - как заступника и кормильца". Еще долгое время Десятинная церковь оставалась одной из самых значительных и почитаемых на Руси. Но когда в конце 1240 года бесчисленные полчища хана Батыя штурмовали Киев, последние защитники города укрылись в Десятинной церкви. Захватчики пустили в ход стенобитные орудия. Каменные стены, которые были перегружены множеством людей, собравшихся на хорах, не выдержали ударов и обрушились. Сотни киевлян были погребены здесь заживо…
Место утраченного храма много раз привлекало археологов. Недавно прошло очередное обследование, после которого в 2012 году был создан Музей истории Десятинной церкви. Его сотрудники прорабатывают возможность показа прямо над фундаментом святыни научных реконструкций и подлинных реликвий из прошлого.
|
Храм на Берестове
"Повесть временных лет" в статье под 979 год сообщает о "сельце Берестове" как об одном из владений князя Владимира Святославича с его резиденцией. В дохристианский период князь содержал здесь один из своих гаремов, насчитывавший две сотни наложниц. Однако после Крещения Руси с подобными развлечениями было покончено. Рядом с загородным княжеским дворцом на Берестове была построена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла.
Именно в Берестове Владимир Святославич провел последние дни своей жизни, здесь ровно тысячу лет назад прервался его земной путь. Летописец подробно сообщает о том, как тело князя, обернутое ковром, уложили на повозку и доставили в Десятинный Богородичный храм. Здесь киевляне простились с ним, оплакивая Крестителя Руси.
Княжеская резиденция еще долго сохраняла свое назначение. В конце XI - начале XII столетия здесь был возведен новый каменный храм во имя Спаса. Ему суждено было стать усыпальницей праправнука Владимира Святого – князя Юрия Долгорукого, который известен как основатель Москвы, однако целью своей жизни поставил добиться киевского престола. Ныне храм Спаса на Берестове, сохранившийся после значительных перестроек, напоминает о загородной усадьбе, тысячу лет назад ставшей последним местопребыванием князя Владимира.
|
Реликвия Печерской обители
Самым знаменитым отечественным монастырем по праву считается Печерская обитель. Известный историк церкви профессор Федор Титов недаром говорил, что Киево-Печерская лавра "оказала могучее содействие христианскому солнцу, взошедшему над землей Руси при святом князе Владимире". Название монастыря, как известно, происходит от "печер" (пещер) - подземных коридоров с кельями и церквями, где сохраняются нетленные мощи святых праведников Печерских. А среди наземных сооружений Лавры больше всего прославился каменный собор Успения Божией Матери, известный также как Великая Лаврская церковь. Этот храм был сооружен в 1073–1078 годах зодчими из Константинополя, которые прибыли в Киев, подчиняясь небесному велению.
В 1630-е годы Успенский собор обрел новую реликвию. Митрополит Петр Могила, проведя раскопки разрушенной Десятинной церкви, отыскал гробницу святого Владимира и перенес из нее главу князя в Великую Лаврскую церковь. В дальнейшем останки Владимира Святославича в Десятинном храме были утрачены, но глава Крестителя Руси многие годы находилась внутри Успенского собора возле южной стены, рядом с иконостасом.
Увы, в советские годы Лавра была надолго закрыта, собор в 1941-м взлетел на воздух. Однако святые мощи князя Владимира еще в предвоенные годы были вывезены в Ленинград, где известный скульптор-антрополог Михаил Герасимов должен был по черепу восстановить облик князя. Сделать это, впрочем, не успели, а в период ленинградской блокады глава Крестителя Руси пропала бесследно… И все же возрожденный в 2000 году Успенский собор располагает частицей мощей святого Владимира. Они были доставлены в 2005 году блаженнейшим митрополитом Владимиром, предстоятелем Украинской православной церкви, в Киев из России (когда-то святитель Петр Могила поделился мощами князя с московским царем). Теперь реликвия занимает традиционное место в Киево-Печерской лавре.