Поэтому перманентный конфликт руководства Национального Оперного театра и одного из наиболее известных танцовщиков наблюдала дистанцированно: что поделаешь, покинувшие театр всегда недовольны теми, кто остался. Но когда к выяснению отношений подключились телевизионщики, в плотную заинтересовалась: а что, собственно, является причиной неутихающего конфликта?
Программу о ситуации вокруг театра "Люстратор 7.62" посмотрела уже в Ютуб. Забавно. Невольно вспоминалась история с другой оперной звездой, очень похожая на нынешнюю - только с разницей в 10 лет. Тогда эта звезда, отработав свой творческий потенциал на Западе до последней ноты, вернулась (точнее - вернулся) искать лучшей доли в родную Украину. Искать не получалось, зато получалось скандалить. Нечто подобное происходит и сейчас.
Хотела бы ошибиться, но исходя из следующего ниже, то же самое, похоже, теперь происходит с танцором - судя по его личному сайту и сайтам ведущих театров мира, танцевать там классику его больше не зовут, в коллективе киевского театра попытка поруководить провалилась, ударился в современную хореографию (считай, та же эстрада - только в танце). В рамках одного проекта ("Великий Гетсби") слоган "единственный обладатель 4 Гран-при", повторенный неисчислимое количество раз на всевозможных ресурсах, пиарящих и лично артиста, и его проект, пока еще работает. Но хватит ли этого надолго?
В этой загадочной и многослойной, на первый взгляд, истории не было бы анонимных "героев" и явно было бы поменьше загадочности, если бы все же удалось поговорить с виновником общественного беспокойства. Увы, сколько ни набирала "героя", он перманентно оставался вне зоны.
Директор Оперного Петр Яковлевич Чуприна на мой вопрос о конфликте делает встречное предложение:
- У нас сейчас будет репетиция! Пройдитесь по театру, задайте вопросы людям, которые здесь много лет работают и знают все тонкости и нюансы.
Артисты все знают о проблемах реальных и мнимых, существующих в недрах Национальной Оперы. Одни начинают возмущаться и трястись с первого слова, другие по-актерски модулируют, однако единодушны в том, что известный артист в компании с предприимчивым (и не менее известным) "авантюристом" от искусства просто решили воспользоваться ситуацией, происходящей в стране, для сведения личных счетов.
|
"КТО ВЫ, МИСТЕР…?"
Теперь об "авантюристе". В упомянутой передаче он фигурирует как директор Украинского центра искусств, расположенного в Украинском доме. Со знанием дела, уверенностью и пакетом документов в руках утверждает о закостенелой коррупции, царящей в главном театре страны, да еще и делает это на фоне Украинского дома, имитируя, что только вышел из "офиса".
Надо сказать, что это бывший ученик прославленного композитора и педагога Евгения Станковича, о котором последний отзывается без энтузиазма: "Не проявил композиторских талантов, окончив консерваторию с тем же сочинением, с которым поступал".
Один из его преподавателей, народный артист Украины, дирижер Аллин Григорьевич Власенко вспоминает: "В 1992 году он организовал оркестр, из студентов консерватории, присвоил самозванно ему имя Национального коллектива. (Указ президента № 587/94 о присвоении коллективам звания "Национальный" вышел только 11 октября 1994 года - в списке коллективов студенты консерватории не значатся). Пишет он во все инстанции уже лет десять - но все его обвинения выдуманные. Он - не тот источник, из которого прессе стоит пить".
Лариса Бровченко, солистка хора, охотно делится воспоминаниями: "Я знакома с этим человеком давно. Будучи молодым специалистом, работала в известном камерном хоре "Киев". Когда он создал оркестр, пригласил наш хор с обещанием нормального трудоустройства, выплатой зарплат. Но никаких гастролей и выплат денег не было! Полгода мы пытались получить свои заработанные деньги, но то он отсутствовал, то кормил нас "завтраками". Когда же нас пригласил к себе Киевконцерт и мы пришли получить расчет за работу и забрать свои трудовые книжки, наш "работодатель" отказался нам их выдавать! Можете себе такое представить?! Когда с большим трудом их все же удалось заполучить, то обнаружили, что ни у кого нет никакой записи о том, что мы у него работали! Его "Центра искусств" фактически нигде не существовало!"
Финансовые претензии предъявляет и заслуженная артистка Богдана Стельмашенко.
Официальный запрос в Украинский дом подтверждает слова Бровченко: никакого Украинского центра искусств там нет.
Но руководство оркестром - должность слишком мелкая для такой "масштабной" личности. Он многие годы обивает пороги Министерства культуры Украины, Кабмина в поисках престижной должности в сфере культуры - от директора или худрука театра до министра Кабинета министров. На свои просьбы получал вежливый и решительный отказ в письменной форме.
Сергей Магера, солист Национальной оперы, народный артист Украины рассказывает: "Помню, когда мы были на гастролях в Венгрии (это еще при Ющенко), вокруг театра начался очередной дележ "портфелей". Этот господин пытался стать художественным руководителем. Если он сейчас хочет устроить модную люстрацию, то мы ему это быстренько организуем! На ул. Лысенко есть баки для мусора. Пусть приглашает телевидение, мы готовы его люстрировать".
ЧТО МЕШАЕТ ХОРОШЕМУ ТАНЦОРУ?
Впрочем, ныне основные оппоненты Оперного - все же известный танцовщик, с упоминания которого мы начали материал, и его семейная команда. Творческие аргументы уже исчерпаны, поэтому речь о "коррупции", гастролях и еще бог знает о чем.
Максим Мотков, ведущий солист балета, народный артист Украины говорит: "На моей памяти никогда не было раскола в труппе до того момента, пока он в ней не появился. Причем раскол произошел до такой степени, что одна половина труппы не здоровалась с другой! Танцовщик был он хороший, с этим никто не спорит. Но быть хорошим танцовщиком и стать хорошим руководителем - это не одно и то же. Его сестра занимается его пиаром и бизнес-проектами в Украине", а общественный активист из упомянутой программы, по словам работников Оперного, - гражданский муж сестры артиста".
Как удалось выяснить в ходе беседы, все слухи о том, что украинский танцор вполне себе благополучно устроился в России, в балетной труппе одного из питерских театров, - всего лишь слухи. Не пришелся ко двору он и там.
Честно говоря, и в киевском театре особенно по нему не скучают, более того, неоднократно обращались в адрес министров культуры: дескать, оградите, потому что "Любовь без радости была, да и разлука без печали".
Примерно то же самое говорят и народные артисты Ольга Нагорная, Татьяна Голякова. Последняя, кстати, была партнершей танцовщика и в свое время Гран-при в Люксембурге они получали вместе. Главный же дирижер Нацоперы Николай Дядюра и вовсе выразился жестко: "Слушайте, ну что тут судить-рядить! На мой взгляд, это банальная борьба за место и за бизнес, который здесь пыталась развернуть сестра этого артиста. Уж очень заманчива и привлекательна перспектива прямого доступа к огромным исполнительским и постановочным ресурсам театра, которые можно было бы использовать в создании частных проектов с последующим коммерческим успехом. Думаю, никаким искусством в этом скандале и не пахнет".
Выходит, сложные коллизии вокруг понятной всем темы объясняются тривиальным желанием захватить жизненное пространство для реализации своих замыслов и просто навредить? Как говорится: "Не съем, так понадкусываю".
Разумеется, точку во всей этой истории ставить еще рано. Впереди (надеюсь) - разговор и с "авантюристом" от искусства, и самим "героем дня" - танцором.
В метро я почему-то вспомнила о нашем разговоре с одним из государственных топ- менеджеров в секторе экономики. "Понимаешь, - говорил он мне с горечью, - наши люди почему-то считают, что новая экономика - это отобрать и поделить, вместо того чтобы попробовать создать что-то свое!".
К сожалению, похоже, герои-люстраторы в этой истории движимы именно первой "новой экономикой".
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.