Из-за скачков доллара цены в магазинах бегают, как секундная стрелка на часах. Но если стоимость товаров в кассовых базах менять успевают, то до ценников почему-то руки не доходят. В итоге ты уверен, что покупаешь зефир по одной цене, а платишь в два раза больше. Так и выходит, что народ, не глядя в чеки, переплачивает. Точнее, переплачивал. Ведь современные покупатели, подстегнутые скачком цен, себя в обиду не дают.
- Покупала в сетевом супермаркете памперсы ребенку, - рассказала "КП в Украине" молодая мамочка Анастасия Зубова. – На ценнике старая цена – 209 грн. К кассе подошла с ворохом покупок. Оплатила общую сумму, собираю все в пакеты. И вдруг глянула на чек. А там мои памперсы – уже по 245 грн. Я к охраннику – позовите администратора. А сама ценник проверять – вдруг ошиблась? Но нет – там все те же 209 грн. Привела к полке с памперсами администратора, показала ценник, показала чек. Она сразу, мол, стоимость изменилась, поменять не успели. И спрашивает, буду ли я брать товар по новой цене? А я буквально за пару дней до этого со знакомым юристом разговаривала. У него случилась аналогичная ситуация, в которой он свое право на ценник отстоял. И я, подкованная, отвечаю, что нет, по этой цене не буду. Администратор: "Ну идемте делать отмену". А я: "Вы не поняли, я по старой цене брать буду". Скрипя сердцем, разницу в ценах мне из кассы выдали.
Смогла отстоять свое право на оплату товара по ценнику и киевлянка Ирина Костюченко. Девушка решила купить в одном из магазинов молодую картошку, большой ценник на которой гласил – 11.98 грн. А весы показали уже 38 грн за кило! И ценник выбили – вместо 28 грн – 80 грн. Но девушка не сдалась.
- Беру картошку, бумажку с ценой, которую весы посчитали, снимаю большой пластиковый ценник и иду к менеджеру, - пишет Ирина на своей страничке в "Фейсбуке". – Говорю, что цена подскочила в три раза. Она отвечает, что это ошибка, они не успели поменять и другой стандартный набор "отмазок". Я говорю: вы знаете, что единственным документом для покупателя есть так называемая оглашенная стоимость, то есть ценник около товара.
С администратором девушка препиралась долго. Та уверяла, что товар не смогут пробить на кассе по старой цене, а храбрая Ирина требовала в таком случае вычесть разницу из зарплаты сотрудников, которые не успели сменить ценники. После препирательств и прогулки Ирины по магазину в обнимку с ценником, нервы администрации не выдержали. Картофель девушке пробили по правильной цене.
КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА
"Девушки все сделали правильно"
Артур Дьяченко, адвокат:
- Сражаться за свое право на покупку товаров по ценникам не просто можно, а нужно. Ведь приходя в магазин, покупатель как бы заключает публичный договор купли-продажи. В котором ценник выступает публичным предложением продавца. И это, а не строчка в чеке для покупателя – цена товара.
Нашли несоответствие – обращайтесь к администратору. Но предварительно сфотографируйте ценник на телефон так, чтобы было видно дату. Это – ваше доказательство. Чаще всего администрация добровольно отдает разницу. Но если откажется, то смело отправляйтесь в комиссии по защите прав потребителей или в суд. Правда, судебные издержки обойдутся гораздо дороже, чем разница в чеке. Но если с подобными исками обратятся несколько человек, прецедент будет усилен, и магазин в итоге вообще можно будет закрыть.