В полдень под мэрией собрались человек сто - в основном представители разных общественных организаций. Понять их требования журналисты не успели - появились парни в масках. Под крики "быстрей, быстрей" они выгрузили из микроавтобуса шины в синих пакетах с надписью "4 гривны". Как символ подорожавшего жетона в метро. На шины вылили горючую жидкость и подожгли. Огонь вспыхнул ярким пламенем и перекинулся на одного из поджигателей. Люди бросились врассыпную: кому-то обожгло брови, кто-то запаниковал. Мигом появились милиционеры в камуфляже и задержали четверых активистов, а шины потушили. Одного с ожогами увезли в больницу. Для остальных нарушителей приготовили сюрприз в райотделе милиции.
- Как только нас привезли, там уже, как ни странно, меня ждали представители военкомата, - говорит Сергей Мельниченко, один из задержанных. - Пришли, мол, добровольцем в АТО забрать. И это притом что я уже полгода не могу пройти медкомиссию из-за инвалидности.
Против участников протеста завели уголовное дело по статье "Хулиганство", по ней грозит до 4 лет за решеткой.
ЧУЖОЙ КАРМАН
Сотни миллионов от рекламы
На сайте Киевского метрополитена есть раздел "Обоснование цен на проезд". В ходе вычислений специалисты приходят к тарифу 4,48 грн. Если присмотреться к цифрам, то некоторые из них вызывают вопрос. Например, доходы от аренды и рекламы в подземке прогнозируются на этот год в 25 миллионов гривен. За прошлый год заработали "рекламных" всего 2 миллиона. Хотя любой пассажир видит обклеенные листовками станции и вагоны метро. И коммерческая цена за размещения в разы больше, чем получает город. Владимир Репик, начальник департамента финансов, называл "КП" сумму до 200 миллионов, которые можно получить от рекламы в подземке, а общественные активисты говорят про целый миллиард.
СЧИТАЛКА "КП"
Проездные не всегда выгодны
Теперь на проезд киевлянин должен потратить четверть прожиточного минимума. Он, напомним, с января 2015-го составил 1330 грн. Считаем.
В рабочем месяце киевлян - 22 дня. По два жетона в день - 44 штуки по 4 грн. Выходит 176 грн. Но если, например, человек добирается на работу двумя видами транспорта - на метро и трамвайчике, это еще плюс 132 грн. (44 билетика по 3 грн.). В сумме выходит 308 грн.
Плюсуем к этому выходные. Мало ли, вдруг захочется покататься - еще 8 дней, по, к примеру, 2 поездки в день. 16 жетонов умножаем на 4 грн. - еще 64 грн. Получаем 372 грн.
К слову, это дешевле месячного проездного на два вида транспорта (метро плюс наземный), который оценили в 400 грн.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Идет охота на зайцев
Штрафы за безбилетный проезд увеличили с 30 до 60 грн.
Ловить неплательщиков городские власти планируют с помощью милиции. Есть проект, согласно которому проверять билеты будет контролер с милиционером. Чтобы последний в случае отказа платить штраф составлял админпротокол.
- Алгоритм рейдов пока что в разработке, в ближайшую неделю патрули на маршруты не выйдут, - говорят в "Киевпастрансе". - Пока что мы поменяли методику проверок - теперь она веерная. Выбирается район, и примерно 60% контролеров отправляется на маршруты в этом районе. А остальные 40% - расходятся по остальным.
Дополнительно сверх штата контролеров пока не набирают. Удержать бы тех, кто есть, текучка большая, работа для стрессоустойчивых, выдерживают не все.
- Гендерного неравенства у нас нет, но работа такая, что больше мужчин, конечно, - продолжают в "Киевпастрансе". - Желающим проводим короткий инструктаж, потом 3-дневная стажировка - ездят вместе с опытным проверяющим и смотрят, смогут ли делать это самостоятельно. Соглашаются в итоге не все.
Проверяющие должны быть в синей форме. Но на нее у "Киевпастранса" денег нет, поэтому все документы, почти как у Кота Матроскина, - жетон и удостоверение. Последнее должно быть с фото и печатью. Не бойтесь - проверяйте. А если выписывают штраф, требуйте квитанцию.
БЫЛ ТАКОЙ СЛУЧАЙ
Полгода не платил в транспорте
Во время последнего подорожания проезда (в 2008 году наземный транспорт стал стоить 1,5 гривны, метро - 2 гривны) один из общественных активистов не согласился с новыми расценками.
- Я воспользовался несовершенством законодательства, - рассказывает "КП" киевский активист Юрий Клейнос. - Подал заявку в мэрию на бессрочную акцию протеста, потому что считаю повышение тарифов незаконным.
По его словам, все заявки по закону Киевская администрация принимает, регистрирует входящий номер. Затем если чиновники не согласны, то подают в суд, чтобы запретить акцию. Понятно, что судиться с каждой заявкой мэрии невыгодно. Делают это только в исключительных случаях - если акция закончится скандалом и драками.
- Я полгода ездил бесплатно в качестве эксперимента, - продолжает Юрий Клейнос. - В метро показывал заявку на акцию милиционерам. Они честно признавались "я такого ни разу в жизни не видел" и пропускали. В троллейбусах контролерам тоже объяснял, показывал документ.
Понятно, что без конфликтов не обошлось, но уже через пару недель большинство контролеров и дежурных на станциях знали о Клейносе. И пропускали его. С повышением цен с 7 февраля активист снова не согласен и обещает подать заявку на протест и принципиально ездить бесплатно.
КСТАТИ
Люди злые, срываются на водителей маршруток
Еще пару месяцев назад маршрутчики предупреждали: подорожает метро с троллейбусами - поднимут цены и они. Это произойдет уже в конце февраля - начале марта.
- Точной стоимости проезда я вам не скажу - это уже каждый отдельно решает. Думаю, в среднем от 4 до 6 грн., - говорит глава киевской организации работодателей-перевозчиков "Столица" Валерий Липецкий. - Ситуация сейчас сложная - топливо подорожало.
Сами водители говорят, что от повышения цен в общественном транспорте, их пассажиропоток не увеличился.
- Я к повышению цен плохо отношусь, - говорит водитель на маршруте на Лукьяновке. - Люди и так злые, теперь будут на нас, водителях, срываться. За три дня после повышения у меня в салоне пассажиров больше не стало. Бывает, план за день не выполняю.
По его словам, детали за последний год подорожали чуть ли не в два раза, та же ситуация с соляркой, но он все равно против подорожания проезда в маршрутках, ведь тогда пассажиров будет еще меньше.