Утром в четверг, 18 декабря, в Киеве не вышли на маршруты трамваи. На забастовку сотрудники "Киевпастранса" решились после нескольких месяцев безденежья - с сентября людям не платят зарплаты.
Как это часто бывает, из-за забастовки одних пострадали совершенно непричастные люди. Тысячи киевлян в четверг опоздали на работу, ведь о готовящемся транспортном коллапсе их забыли предупредить. Многие прождали трамвая на остановках по 30-40 минут, а потом пытались втиснуться в переполненные маршрутки.
- Стою минут 30 уже, - пожимает плечами пожилая женщина, притопывающая на остановке "Контрактовая площадь". - И что делать? Пешком идти - далеко, ни одной нужной мне маршрутки с "Контрактовой" не ходит.
Об остановке трамваев пассажиры догадывались самостоятельно. Человек 50 в разных точках города оповестили корреспондентов "КП" в Украине".
- Слушайте, так они против кого бастуют? Против начальства, города или обычных людей? - негодуют пассажиры. - И власти хороши - наверняка о забастовке знали, а оповестить пассажиров нельзя было? Объявления на остановках развесить, в метро предупреждать?
Бывали и смельчаки, которые решались идти на работу пешком. И в итоге опаздывали на работу на час и больше.
"Шел с "Контрактовой" на улицу Фрунзе около часа, - написал в соцсетях Александр. - А что делать? Маршруток почти не было, а те, что были, ехали забитые".
Отметим, что о забастовке киевлян все-таки предупредили. Через несколько часов после остановки трамваев. Правда, весьма оригинальным образом - в 8.20 новость об этом появилась на сайте КГГА. Только вот в чем вопрос: часто ли до выхода на работу вы читаете сайт горадминистрации?
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ
Во всем виноваты льготники
Любовь СИДОРЕНКО
За несколько дней до забастовки транспортников на вопросы читателей "КП" отвечал генеральный директор КП "Киевпастранс" Сергей МАЙЗЕЛЬ.
- Почему троллейбусы и трамваи ходят набитые, а на предприятии люди не получают зарплату?
- "Киевпастранс" перевозит приблизительно 58% льготных из числа всех пассажиров. Деньги за них из бюджета не приходят. Задолженность - 293 миллиона гривен. При этом долг по зарплате - 130 миллионов. Если бюджет вернет нам всю сумму, то мы не только рассчитаемся с сотрудниками, но и сможем должным образом поддерживать подвижной состав, сделать больше капитальных ремонтов.
- На сколько вы планируете поднять цену на проезд и почему так?
- Общественный транспорт на данный момент практически бесплатный. Если посчитать, сколько денег поступает в коммунальное предприятие, и вычесть 50%-ную скидку для студентов и для других льготников, то "Киевпастранс" получает лишь 76 копеек с одной поездки. В планах с 1 февраля 2015 года поднять стоимость проезда. В муниципальном транспорте - автобус, троллейбус, трамвай, фуникулер - талон будет стоить 3 гривны, а в городской электричке - 4 гривны. Если человек купит проездной на месяц или 3 месяца, разовый проезд выйдет значительно дешевле. Например, по проездному на три вида транспорта плюс 46 проездов в метро цена поездки составит 2,22 или 2,02 гривны.
- Каждый день наши кондукторы сдают около 90 тысяч гривен выручки, меня интересует, куда деваются эти деньги?
- Каждый день мы закупаем на 700 тысяч гривен дизтопливо и оплачиваем электроэнергию. С нынешними ценами общественный транспорт переживает очень сложные времена. А третье троллейбусное депо настолько убыточное, что не зарабатывает даже на зарплатный фонд для себя.
НАБОЛЕЛО
Сотрудники "Киевпастранса": "Начальство, наверное, думало, что мы пошутили с забастовкой"
Мария ПРОЗОРОВА
"Комсомолка" встретилась с работниками Подольского трамвайного депо.
В маленькой комнате на проходной депо собрались человек десять: контролеры и вагоновожатые. Говорят, трамваев в Киеве не будет, пока им не выдадут зарплату. А ее не выдают аж с сентября.
- Денег нет, чтобы заплатить за жилье, купить продукты. У меня дочка маленькая в садик ходит, а я обеспечить семью не могу. У нас не такая большая зарплата - 3200 гривен. Последний раз деньги давали перед парламентскими выборами. Отдали тогда за август. Теперь что, ждать, когда в Украине опять кого-то переизбирать будут? - поделился с "Комсомольской правдой" в Украине" Валерий, контролер трамвая № 19. - Начальство сказало, что вся проблема в льготниках. А мы тут причем? Каждый день контролеры в трамвае собирают около 1200 гривен. Это не мало.
- Скажите, а почему киевлян никто не предупредил заранее, что вы собираетесь проводить забастовку? Нигде даже объявления не висели.
- Это у начальства спрашивайте. Мы им 17 декабря сказали: или зарплата, или забастовка. Они думали, наверное, что их сотрудники пошутили. Но нет. Я вчера вечером предупреждал наших пассажиров, говорил, чтобы они были готовы к тому, что трамваев не будет на улицах Киева. Все с пониманием к этому отнеслись.
- Даже никто не начал возмущаться?
- Нет. Они с пониманием к нам относятся. Даже стыдно признаться. Несколько месяцев назад передал мне мужчина деньги за проезд. Вечер уже был, темно. Смотрю, стольник. Говорю ему, что у меня сдачи нет. И знаете, что он ответил? "Это вам". Я, конечно, смутился, но взял деньги. А что делать? Они не лишние. За это должно быть стыдно начальству. Знаете, что теперь они пообещали? Вы выходите, а мы вам 20 процентов выплатим за сентябрь. Надоело уже! Мы люди и тоже хотим жить нормально.