Наверняка многие киевляне (и не только) хотели бы быть похоронены на Байковом кладбище. И не оттого что там суперусловия для умерших, а потому что подобралась славная компания. Что ни могильная плита - под ней известный человек лежит. Так, плотно на одной аллее там покоятся Михаил Грушевский, Максим Рыльский, Олесь Гончар, Николай Амосов, Валерий Лобановский и еще сотни людей, не нуждающихся в представлении. Все они жили в Киеве в разные времена.
Именитые захоронения и принесли Байковому кладбищу такую славу. Сегодня оно входит в число наиболее посещаемых достопримечательностей Киева. Многие туристы приходят туда, чтобы посмотреть на надгробия некогда живших людей-легенд. Думаю, загляни на Байковое писатель Борис Акунин, то непременно бы одну из глав своей книги «Кладбищенские истории» (где описаны главные кладбища Лондона, Парижа, Москвы, Нью-Йорка, Иерусалима и Иокогамы) посвятил бы этому некрополю. Ведь есть что рассказать из 175-летней истории этого «города мертвых»!
Лютеране превратили «город мертвых» в сад
- Не выдержал такого пейзажа член лютеранской громады некий Краузе и в 40-х годах ХIХ века рьяно стал наводить там порядки, - рассказывает историк Людмила Проценко в своей книге «История Киевского некрополя». - Расширил территорию, насажал там деревьев и кустов, отчего «город мертвых» превратился в сад. И даже построил часовню и помещения для людей, которые копали могилы и следили за кладбищем.
Возможно, именно благодаря ему сейчас Байковое приобрело такое деление на сектора. В настоящее время их уже более 50. Примечательно, что часть из них делится по национальному признаку. До сих пор там сохранились участки с польскими захоронениями, немецкими и еврейскими. Евреев выдают надписи на надгробиях на иврите или идише, а поляков - каменные ангелы. Правда, сегодня в сооружении памятников и оформлении могил национальные особенности особо не проявляются.
Говоря о кладбищенских порядках, нельзя не упомянуть об одной причуде прошлого «правительства» Байкового. В XIX веке киевлянам запрещалось приходить на кладбище с едой и напитками. Напоминали об этом накануне поминальных дней через местные газеты. Вот это были нравы!
Любовная трагедия священника
|
Летом Байковое кладбище похоже на лес. Такое «зеленое запустение» Байковое уже переживало. Было это в начале ХХ века.
Предшествовала этому такая история. В 1874 году опеку над Байковым кладбищем взял священник Рябчинский (точное имя в документах не указывается). 35 лет он следил за порядком на этой территории, облагораживал ее как мог.
- Именно при его «правлении» на территории Байкового появилась Вознесенская церковь - это не первая обитель Бога вблизи улицы Байковой. До нее - в 1841 году - там была возведена деревянная церквушка Святого Дмитрия Ростовского. Спустя 56 лет ее разобрали. Остался лишь памятный знак, - говорит гид по Киеву Александр Анисимов. - А стройматериалы - деревянные срубы - забрали для строительства Макаровской деревянной церкви (на Татарке), в память о киевском митрополите Макарии, убитом татарами в 1497 году.
Но в 1909 году случилась в семье Рябчинского трагедия - умерла его жена. После ее смерти священник перестал заниматься кладбищем. Со временем оно пришло в запустение.
Тафофилы («любители кладбищ») приходят на Байковое, прежде всего чтобы оценить красоту памятников и оригинальность надгробных надписей. И поверьте, есть на чем задержать взгляд. Особенно пестрит разнообразием 52-й сектор - это новая часть кладбища, расположенная в конце центральной аллеи. Там покоятся Николай Амосов, Валерий Лобановский и другие экс-современники.
Другие памятники привлекают не своей вычурностью, а историей. К таким монументам относится «пирамида» Михаила Грушевского.
- Для ее создания использовали материал, который получили после разрушения памятника Николаю I перед Киевским национальным университетом, - рассказал исследователь киевской старины Михаил Кальницкий. - В итоге из него слепили мрачное лицо первого президента УНР. Историки уверены, что это был правильный ход - Грушевский целее будет.
Склеп для кошки
|
Привлекательна и старая часть кладбища, особенно склепами. Каких там только нет! И в готическом стиле, и в восточном, и стилизованных под теремок… Во время Второй мировой войны они были разорены и по сей день стоят в запустении: бомжи их используют для хранения своих вещей и в качестве раздевалки. Но склепы выполняют еще одну функцию - указательную. На их стенах оставлены надписи под трафарет «Мусор выносите на дорогу».
Поговаривают, что некогда склепы использовали для своих нужд сатанисты. По словам смотрителя кладбища, некогда там нашли после кровавого ритуала дохлую кошку, подвешенную за лапки. Другой мистики на Байковом кладбище, уверяют ее работники, нет и не было.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
185 560 захоронений насчитывается сегодня на Байковом кладбище
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Берег реки Лыбедь «окрестили» в 1833 году
Сколько путаницы в датах основания Байкового кладбища! Но после сверки всех документов историки сошлись, что все-таки столичный некрополь на берегу реки Лыбедь появился в 1833 году.
Байковое было создано вместо закрытых в начале XIX века кладбищ на Зверинце, Кудрявке и Аскольдовой могиле. Чтобы его основать, деньги собирали практически со всех горожан. С этой миссией протоиерей Петр Максимович обошел все дворы. В итоге он «наколядовал» 286 крб. 76 коп. (ассигнациями) и 170 крб. 60 коп. (серебром), что по тем временам - немалая сумма.