Во время противостояния на Майдане в Киеве пострадало несколько десятков частных авто: их и жгли, и крушили, и баррикады из них делали. Кто заплатит владельцам машин за нанесенный ущерб? И как быть людям на Донбассе чьи железные кони попадают под обстрел, горят и просто отбираются "на военные нужды"?
Ищут форс-мажор
Украинские страховые компании всегда бодро рапортуют на публику. Вот и сейчас уверяют: пострадавшим столичным автовладельцам ущерб покроют. Более того, несколько выплат даже состоялось – например, заплатили за сгоревшие на Майдане белые "Жигули", которые пали смертью храбрых неподалеку от стадиона имени Лобановского.
Но основная масса автомобилей так и осталась не оплаченными.
- К нам действительно обращались люди, чьи машины сгорели или были разбиты в центре города. Но в большинстве случаев страховая компания отказывала в выплате, так как автомобили были застрахованы по программе "автогражданки", которая не предусматривает выплат за ущерб, причиненный при таких обстоятельствах, - рассказали "КП" в киевской страховой компании.
Похожая ситуация и на востоке Украины, где проходит АТО.
- Будут выплаты или нет, зависит от страховой, как она квалифицирует: если как "военные действия" или "массовые волнения", то это форс-мажор и выплат не будет, если как "противоправные действия третьих лиц", то выплатят.
- Военное положение на востоке официально не введено, получается, отказать в выплате нельзя. С "массовыми волнениями" - можно. Загвоздка возникает и в оформлении документов. Если был угон или поджог, то должна быть соответствующая справка из ГАИ. Я знаю, что, например, в Луганске с работой этой службы в последнее время были проблемы. А без справки от ГАИ страховая даже не примет документы к рассмотрению, - рассказали "Комсомолке" в одной из страховых компаний Донецка.
А если у меня КАСКО
Больше шансов получить компенсацию у владельцев полиса КАСКО, но и тут все непросто.
- Я обратился к своему страховщику со страховым случаем: майдановцы битами выбили лобовое стекло в моем джипе и помяли капот. Машина была припаркована в центре, на улице Пушкинской. Но в страховой компании мне отказали – сказали, это форс-мажор, при котором деньги не выплатят, - рассказывает киевский водитель Анатолий Боденчук.
И этот случай не единичный.
- Это гнилая ситуация: страховщики всегда нацелены на то, чтобы не выплачивать компенсацию. И вовсю будут использовать ту неопределенность, которая возникла сейчас в Украине с Майданом и АТО. События, которые происходили на Майдане, никто не приравнивал к военным действиям, - комментирует действия страховых компаний генеральный директор Ассоциация страхователей Украины Леонид Хорин.
По словам Леонида Хорина, если страховая компания ссылается на форс-мажор или военные действия, то это должно быть подтверждено решением соответствующего государственного органа, который уполномочен квалифицировать ситуацию как "военные действия". У нас же форс-мажоры имеет право объявлять только торгово-промышленная палата.
- Важно запомнить, что любое объяснение страховой компании должно иметь под собой четкое юридическое обоснование, а пункты, на которые страховщик ссылается, когда отказывает в выплате денег, были прописаны в договоре, иначе отказ неправомерен и с ним можно идти в суд, - говорит юрист Василий Криворучко.
Компенсацию можно получить в суде
Заставить страховщиков платить можно и через суд. Туда нужно идти с папкой документов, в которой будут лежать фотографии, но которых видно, что машина пострадала. В идеале – найти свидетелей происшествия или снять показания с камер слежения, которые могли быть в тех местах. Если инспекторы ГАИ не смогли приехать и зафиксировать факт ДТП, перед походом в суд стоит обратиться в милицию и взять справку о том, что вызов был, его дату и время.
- Чтобы потом у страховщика не возникло соблазна не платить, первым должен быть звонок в ГАИ, а второй - в страховую компанию. Каждый шаг свой нужно фиксировать. В страховой компании во время звонка стоит поинтересоваться реквизитами звонка, отметить время. И сразу же задать вопрос: "Я звонил в милицию, милиция не приезжает. А что мне делать?", и страховщики должны что-то сказать. Если есть возможность записать разговор на диктофон – это идеально, - рекомендует генеральный директор Ассоциации страхователей Украины Леонид Хорин.
Что делать, если ГАИ не едет?
Некоторые компании принимают заявления и без заключения ГАИ. У некоторых есть свои аварийные комиссары, которые выезжают на происшествия. Но большинство страховых компаний делает выплаты, только если автопроисшествие зафиксировали в милиции. Если гаишники приехать не могут из-за уличных беспорядков, специалисты рекомендуют позвонить на номер милиции – там фиксируются вызовы (доказательство для суда того, что вы действительно звонили) и найти свидетелей происшествия – они могут потребоваться, если дело дойдет до суда.
Если пострадал водитель
Бывают ситуации, когда водитель пострадал физически и не может уведомить страховщиков или ГАИ. В таком случае необходимо взять справку, когда он поступил в медицинское учреждение и в каком состоянии. Тогда страховая компания не сможет отказать в компенсации.
Вопрос ребром
Какую купить страховку?
В идеале – стоит купить и обязательную "автогражданку", и КАСКО. "Автогражданка" покрывает расходы на ремонт автомобиля, который пострадал по вине водителя и стоит в среднем от 300 и до 1000 гривен. По полису КАСКО страховая компания обязана выплатить деньги на ремонт автомобиля хозяина полиса. Но стоит такое удовольствие очень дорого – от 8000 до 12 000 гривен.
Кстати, согласно закону страховщик должен выплатить компенсацию в течение 90 дней со дня наступления страхового случая.