- Мы уже несколько лет просим, чтобы нам вернули мемориальную табличку с дома Игоря Сикорского. Там, на Ярославовом Валу, 15б, развалины. Табличку забрал себе Музей истории Киева. Она у них затеряется, а нашу выставку очень украсит, - сетует сотрудница Государственного политехнического музея Нина Алексеевна.
И действительно, дом на Ярославовом Валу - сплошная руина. Во дворе, где Игорь Сикорский испытывал свой первый вертолет, сейчас стихийная парковка: плотными рядами стоят иномарки сотрудников близлежащих офисов.
Но в 1889 году, когда 25 мая в семье врачей Сикорских родился Игорь, все обстояло иначе: богатая усадьба блистала свежей золотистой краской и сияющей белой лепниной. Сикорский был пятым ребенком в семье светила медицины, профессора университета им. Святого Владимира Ивана Сикорского и Марии Темрюк-Черкасовой.
Потри шляпу на счастье
- Ты шляпу Сикорского потерла? Беги потри, а то хорошей оценки по физике не получишь, - юная студентка наставляет свою подругу. У студентов КПИ есть счастливая примета - перед экзаменами тереть шляпу бронзового Сикорского, чтобы оценка была высокой. Шляпа, а заодно и лысина бронзового Игоря Ивановича, ярко блестит в лучах летнего солнца.
Единственный в мире памятник Игорю Сикорскому не случайно появился во дворе Политеха. В 11 лет, как и полагалось, мальчика отдали учиться в Первую киевскую гимназию - сегодня желтый корпус КНУ им. Т. Шевченко. Учебное заведение пользовалась авторитетом - из его стен вышли Булгаков, Паустовский, Луначарский, Богомолец. Но образование тут получали гуманитарное, а молодого Сикорского привлекали точные науки. После появления в газетах сообщений о первых полетах американцев братьев Райт желание сформировалось окончательно: строить аэропланы и летать на них. В итоге юноша поступил в Киевский политехнический институт.
|
Ангар Сикорского
За памятником авиаконструктору гараж. Сейчас там находится отделение авиации и космонавтики имени Сикорского Государственного политехнического музея. Приземистое, крепкое одноэтажное здание сохранилось со времен создания в Политехе в 1905-1906 годах воздухоплавательной секции с отделами аэропланов, вертолетов, орнитоптеров и двигателей. Естественно, самым активным участником вертолетного отдела стал Игорь Сикорский.
Уже летом 1908 года мечта Сикорского начала осуществляться - студент приступил к разработке вертолета. Работы велись во дворе отцовской усадьбы на Ярославовом Валу и в авиагараже КПИ.
- Чтобы Игорь смог построить свой самолет, Иван Сикорский заложил усадьбу на Ярославовом Валу, так как хобби сына обходилось дорого, - рассказывают "КП" в музее.
В апреле 1912 года самолет Сикорского С-6А показали на Московской выставке воздухоплавания. Российское техническое общество наградило Сикорского золотой медалью. Но главное было то, что председатель правления Петербургского акционерного общества "Русско-Балтийский вагонный завод" Михаил Шидловский пригласил 23-летнего студента главным конструктором и управляющим авиационного отделения громадного предприятия.
Цвет иммиграции
После февральских событий 1917 года работа общества "Русско-Балтийский вагонный завод" остановилась. Производство лихорадили митинги и забастовки. Солдаты на фронте и рабочие в тылу начали расправляться с "неугодными": инженеров и офицеров вешали на столбах.
Игоря Сикорского предупредили об аресте.
- Он оставил молодую жену и только что родившуюся дочку Татьяну у родных и в марте 1918 года отплыл из Мурманска во Францию, - рассказывает кандидат исторических наук Юрий Ширкин.
|
Империя Сикорского
Из Франции Сикорский переехал в Америку, где организовал авиационную корпорацию, строившую самолеты и вертолеты.
В 1923-м из СССР приехали две сестры и дочка. Жена эмигрировать отказалась - у нее появилась новая семья, и Сикорский вступил во второй брак с Елизаветой Семеновой. Брак был счастливый. Один за другим появились четыре сына: Сергей, Николай, Игорь и Георгий.
Умер Игорь Сикорский 26 октября 1972 года во сне. Рассказывают, что во время похорон люди, пришедшие проститься с гениальным изобретателем, увидели в небе символический знак: инверсионные следы двух самолетов, которые образовали в небе большой белый крест, как последнее прощание с великим творцом авиации.
БЫЛО ДЕЛО
"Илья Муромец" летит воевать
В Санкт-Петербурге амбициозный студент разработал аэропланы "Гранд" и "Русский витязь", ставшие предшественниками грандиозного четырехмоторного "Ильи Муромца" - лучшего боевого самолета Первой мировой войны.
- Технические характеристики "Ильи Муромца" поражали воображение современников: размах крыла достигал 32 метров, длина фюзеляжа в разных модификациях колебалась от 17,1 до 23,5 метра, взлетный вес - более 5 тонн, скорость в горизонтальном полете - 140 км/ч, а высота полета - 4 тысячи метров, - рассказывает "КП" кандидат исторических наук Юрий Ширкин.
Самолет был оборудован кают-компанией, ванной и уборной. В каждом аэроплане по традиции висели копии картины Васнецова "Три богатыря". Новинку проинспектировал сам император Николай II, пришел в восторг и даже изъявил желание на нем полетать.