"Как хорош, однако ж, Киев! Жаль, что я здесь не живу!" - писал Михаил Врубель сестре Анне. Художник провел в этом городе целых пять лет. По местам его наследия отправилась "Комсомолка".
Заброшенная дорога
Начинаем прогулку на Врубелевском спуске, по которому художник ходил на работу, когда в 1884 году приехал по приглашению профессора Адриана Прахова в Киев. Спуск проходит от Репьяхового яра до нижней части Подольского спуска. Это самый заброшенный из всех спусков, которые можно найти в Киеве. Фактически сохранилась только верхняя его часть. Остальное - сплошные заросли с грудами мусора. Хотя до революции здесь ходил трамвай.
Врубель направлялся от своей дешевой меблированной комнаты на улице Ивана Франко до Кирилловской церкви, где с упоением восстанавливал фрески XII века, обнаруженные при реставрации древней Кирилловской церкви.
Но история Врубеля и Киева началась в холодном Санкт-Петербурге.
- Дедушка Адриан искал молодого, но честного и талантливого художника, который за маленькие деньги сможет руководить артелью мастеров на реставрации Кирилловской церкви. Платил мало - 1200 рублей за пять месяцев. Но Михаил согласился и приехал в Киев, - вспоминала внучка Адриана Прахова, Александра Прахова.
Позже Михаил Врубель, когда немного разбогател, оставил свою "меблирашку" на Франко и переехал на Андреевский спуск, дом №1. Сейчас этого здания уже нет: на месте двухэтажного домика, нежно прильнувшего к боку горы и соседствовавшего с Святопокровской подольской церковью, стоит четырехэтажное полуофисное строение из красного кирпича.
|
Ангелы с лицами психов
Кирилловская церковь сегодня такая же, как и 130 лет назад, с той только разницей, что нынче - это музей и за вход требуют 30 гривен. Остальное же сохранилось в том же виде, как было при Врубеле: насыщенные пурпурно-красные цвета и мрачные средневековые фрески. Интересно, что персонажей для "Сошествия Святого Духа" Врубель писал буквально с натуры: современники узнали на стенах храма священника Петра Орловского, археолога Гошкевича, профессора Прахова, а в виде одного из ангелов художник изобразил себя. Остальные ангелы были списаны с пациентов Кирилловской психиатрической лечебницы, известной сегодня как психоневрологическая больница №1 им. Павлова.
|
"Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались"
Семья Праховых обитала в просторной пятикомнатной квартире в доме-корабле на улице Владимирской, 11/6. Сегодня дом несколько растерял свой шик - зелено-голубоватая краска облупилась, часть фасада заняли кафе и торговцы картинами. Но в те годы, когда в громадной квартире проживало шумное семейство профессора Прахова и его супруги Эмилии, дом считался одним из самых респектабельных и богемных во всем Киеве. Сюда частенько хаживал поговорить о реставрационных работах в Кирилловской церкви и планах на роспись во Владимирском соборе и Михаил Врубель. Тут же он познакомился и с профессоршей - Эмилией Львовной Праховой, светской дамой 32 лет от роду, матерью троих детей.
"Бабушка никогда не была красавицей, но мужчины вились вокруг нее. У нее был легкий нрав, с некоторой сумасшедшинкой, красивые глаза и голос. Но в быту она была невыносима: могла вылить ведро воды на голову тому, кто ее рассердил, или начать бить посуду" - рассказывала Александра Прахова.
Врубелю и Эмилии Львовне приписывали роман, но прямых подтверждений адюльтеру не было.
"Я резал себя ножом. Поймете ли вы? Я любил женщину, она меня не любила - даже любила, но много чего мешало ей понять меня. Я страдал, а когда резал себя, страдания уменьшались", - писал Врубель.
Естественно, навязчивые проявления чувств Врубеля к супруге начали раздражать Прахова, и он предложил Михаилу отправиться с глаз долой - в Италию - познакомиться с творчеством старых мастеров.
В Италии Врубель написал и свои знаменитые иконы для Кирилловской церкви: Кирилла Александрийского, Христа и Богородицу. Мария как две капли воды похожа на Эмилию Прахову, Младенец Иисус списан со второй дочери Праховых - Ольги.
|
Божья матерь с когтями
- Для работы над оформлением Владимирского собора были собраны лучшие живописцы: Васнецов (который, кстати, и своих знаменитых "Богатырей" писал в Киеве, частично во время работы во Владимирском соборе), Нестеров, Котарбинский (киевская богема дразнила его "Врубелем для бедных") и Сведомский, а Врубеля вначале не позвали, - рассказывает дама-экскурсовод.
Врубель был взбешен, но когда первые эмоции улеглись, мятежный художник отправился к Адриану Прахову на поклон. И выпросил заказ. Правда, совсем маленький: художнику заказали арку напротив входа. Также Прахов предложил расписать плафон "5-й день сотворения мира", но работа не была принята строительным комитетом.
Хотя ходят слухи, что окончательно отстранили Врубеля от работы после одного жуткого случая: ночью в крестильне душевнобольной гений нарисовал Божью Матерь с изуродованным лицом Эмилии Праховой, с когтями, как у кошки. Естественно, разразился скандал, и роспись закрасили. А у Врубеля впервые проявилась душевная болезнь.
|
Его сломила смерть сына
Осенью 1889 года художник переехал в Москву. Там он наконец встретил женщину, похожую на Эмилию Прахову внешне, отвечающую ему взаимностью - оперную певицу Надежду Забелу. У супругов появился сын. Но прожил Савва Врубель всего два года. В 1903 году семья Врубелей отправилась в Киевскую губернию, по дороге ребенок заболел воспалением легких, и через два дня его не стало. Похоронили малыша на Байковом кладбище в Киеве.
А у Врубеля начались приступы шизофрении. В марте 1905 года он был госпитализирован в частную психиатрическую больницу.
Умер Врубель на руках своей супруги 14 апреля 1910 года в Санкт-Петербурге.