22 декабря
Загрузить еще

От конных трамваев до мюнхенских модулей

От конных трамваев до мюнхенских модулей
Фото: Уже в следующем году такие модули появятся на 1-м киевском маршруте.

Коренные киевляне всерьез заволновались после сообщения градоначальника, что вскоре трамвайная линия вдоль Набережной канет в Лету. Но вот на днях в прессе появился новый «месседж»: столичному трамваю быть! Чиновники КГГА опровергли слухи, связанные с демонтажом, и пообещали, что уже в скором будущем начнут строительство новых путей, по которым заскользят новенькие немецкие вагоны.

Лошади, пар и керосин тянули наши вагоны

Сегодня мало кто знает, что первый киевский трамвай ездил с помощью лошадей. Животные тащили за собой деревянный вагон, а на небольших горках пассажирам приходилось подталкивать свой транспорт. Двери у такого трамвая открывались вручную, а скорость была маленькая. Потому останавливаться совсем не обязательно - пассажиры могли спрыгивать на ходу. В 1892 году появился первый паровой трамвай. Вагоны были оббиты жестью, а двигатель на углях обеспечивал приличную скорость. Но это не решило проблему тяги. Потому рельсы пришлось прокладывать только по ровной местности.

Чуть позже им на смену пришли вагоны, работавшие на бензине, керосине и даже солярке! Они возили киевлян до 90-х годов XIX века, пока на улицах не появился первый электрический трамвай. Он и открыл эпоху нового экологически чистого общественного транспорта.


Первые «железки» пытались сделать на углях и бензине.

Старые машины пойдут на металлолом

Сегодня по столице курсируют трамваи чешского производства «Татра Т3», предназначенные для проезда по узким и крутым улочкам (кстати, по своей форме они очень отличаются от тех же питерских, рассчитанных на пробежки по прямой местности. - Авт.).

Начали их изготавливать еще в 1962 году. Эти вагоны имели лобовое стекло, разделенное на три части. На весь салон предусматривалось только две двери. Сегодня денег на покупку и даже ремонт вагонов практически не выделяют. По словам сотрудников трамвайного управления, приходится постоянно реконструировать старые вагоны за свои деньги.

- Планов, конечно, много, но все упирается в финансирование, - говорит зам. директора по эксплуатации Подольского трамвайного управления Николай МАРТЫНЮК. - Так как денег нам почти не выделяют, приходится своими силами делать капремонт. На сегодняшний день мы дали новую жизнь 10 вагонам. Хотелось бы отремонтировать трамвайные пути по ул. Глубочицкой, Дарницкой, Фрунзе, Дмитриевской. Но вместо замены рельсов делаем точечный ремонт. Состояние колеи сегодня позволяет нам ездить только с ограниченной скоростью. Что будет завтра, сказать трудно. Также нельзя спрогнозировать, что будет с нашим Подольским трамвайным депо. Ведь КГГА планирует обеспечить город новыми немецкими трамваями. А старые, наверное, пойдут на металлолом.


За небольшую плату трамвай-кафе будет возить вас хоть целый день.

КСТАТИ

Два года назад в Киеве появились трамвай-кафе и ретротрамвай. Рассчитаны они исключительно на туристов. Салон оборудован удобными сиденьями, кухней, туалетом, столиками и музыкой. Оплата за проезд - почасовая, и заказывать прогулку нужно заранее. Чаще всего услугами туристических трамваев пользуются люди, которые хотят необычно отметить какой-то праздник.

Немецкое качество украинскими руками

Столичная власть уже к 2012 году обещает киевлянам революцию трамвайного управления: новые колеи, остановки, вагоны по европейскому образцу. Уже сегодня завершилась реконструкция скоростной линии на Борщаговку (от ст. «Кольцевая дорога» до «Гната Юры»). В мэрии утверждают, что к концу 2008 года в Киеве появится еще одна скоростная дорога - от площади Победы до Политехнического института.

Но, похоже, символ Киева, гремящий и звенящий трамвай, скоро покинет наши улицы. Ведь ему на смену придут абсолютно новые немецкие машины, которые уже в следующем году порадуют киевлян комфортом.

- Первые два вагона для нас готовят австрийцы, - говорит Александр ШАРАФАН, член комитета «За общественный транспорт». - Потом их будут собирать в Украине. Сейчас полным ходом идет строительство завода в Дарницком депо. При отечественной сборке город сможет сэкономить 40% на каждом. По словам Александра Шарафана, новые трамваи будут состоять из модулей, которые легко соединяются между собой. То есть длину и вместительность состава можно регулировать.

- Вместо привычных зеркал, - рассказывает Александр Шарафан, - на новых вагонах установят видеокамеры. На большом экране водитель сможет видеть ситуацию вокруг вагона и в салоне. Все трамваи оборудованы бортовым компьютером. Здесь безопасные двери и новейшая тормозная система. А благодаря современной подвеске вагоны скользят плавно и бесшумно. В салоне установят удобные сиденья и кондиционер, а также затонируют стекла. Для пассажиров предусмотрено электронное табло, которое будет подсказывать название остановок. Что касается удобств для людей с ограниченными возможностями, то новый трамвай оборудуют пандусом.

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

  • Немецкий трамвай на 58 см будет ниже своего предшественника.
  • За счет новых дверей и пандусов на 3 минуты сократится время посадки и высадки пассажиров.
  • Один вагон сможет перевезти до 320 пассажиров.
  • 30-40 новых трамваев в год планирует закупать КГГА.
  • 422 млн грн. стоило городу реконструировать скоростную линию на Борщаговку.

ПЛАНЫ

К 2011 году начнется переоборудование трамвайной линии в скоростную от ул. Старовокзальной до Окружной дороги. Планируют скоро соединить две линии по ул. Симиренко к просп. Отрадному. А также реконструировать линии по ул. Лепсе, Василенко, Дегтяревской, Дмитриевской, Глубочицкой и Фрунзе. Кроме того, в ремонте нуждается Троещинская линия и от ст. метро «Черниговская» до «Позняков».

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

Маршруты и трамвайные линии, исчезнувшие со столичных улиц:

  • 21, 32, 31 - на Подол.
  • 27, 35 - на Печерск.
  • 10 - на Московскую площадь.
  • 2 - на Львовскую площадь.

Исчезли трамвайные линии по ул. Саксаганского, Воровского, просп. Гагарина, по мосту Патона и просп. Воссоединения.

Под угрозой сейчас 80% уникальной линии от Контрактовой площади до бульвара Дружбы народов.