14 ноября
Загрузить еще

Девять веков Златоверхого собора

Значительный интерес представляет не только его нынешний облик, но и история собора, насчитывающая уже свыше девяти столетий. 
 
Кто построил храм
 
Из летописей известно, что еще в XI веке в древнем Киеве существовал Дмитриевский монастырь, учрежденный киевским князем Изяславом Ярославичем (христианское имя - Дмитрий). А в июле 1108 года его сын Святополк (христианское имя - Михаил) начал строить в отцовском монастыре каменный Михайловский храм. Первоначально это было одноглавое сооружение, с южной стороны которого имелась пристройка для крещальни. Внутри храм был украшен мозаиками и фресками. Кровлю купола позолотили, и новый собор, а потом и весь монастырь стал называться Михайловским Златоверхим. Самого князя Святополка в 1113 году похоронили в западной части уже построенного собора. Этот факт, тоже зафиксированный летописцем, стал первым упоминанием о храме Св. Михаила как о действующем.
 
Святополк Изяславич приходился внуком Ярославу Мудрому. Вступив на великокняжеский престол в Киеве в 1093-м, он с трудом удерживал бразды правления. Историки оценивают Святополка как слабовольного, недалекого, скуповатого властителя. Его окружали при киевском дворе корыстолюбивые хитрецы, и город сотрясали, говоря нынешним языком, коррупционные скандалы. Пока князь был жив, киевляне терпели, но едва он умер, как поднялся бунт. Жители стольного града ворвались в усадьбу знатного боярина Путяты Вышатича и разгромили ее, а заодно пошли грабить еврейский квартал, где было чем поживиться. Порядок в городе восстановился только с прибытием Владимира Всеволодовича (Мономаха), унаследовавшего киевский престол.
 
Но все же строительство величественного собора перевесило в глазах потомков недостатки Святополка. И теперь, после того как монастырский комплекс восстановлен после разрушения большевистской властью, на наружной стене обители справа от главного входа можно видеть роспись с изображением великого князя Святополка Изяславича. В руке он держит модель Михайловского храма в его первоначальном виде. 
 
Главная святыня
 
В течение многих веков главную святыню Михайловского собора составляли не­тленные мощи великомученицы Варвары. Ежегодно они привлекали в Златоверхую обитель многие тысячи паломников.
 
Святая Варвара, родившаяся в конце III века в семье богатого римского вельможи в ближневосточном городе Илиополе, просветилась христианским учением и открыто отреклась от язычества. Она не изменила христианской вере даже под жесточайшими пытками, которым ее подвергали наместник Илиополя и собственный отец, и была казнена. Память о ней чтит весь христианский мир. На знаменитой картине Рафаэля "Сикстинская мадонна" рядом с Богоматерью изображена Св. Варвара.
 
По преданию, мощи великомученицы доставила в Киев принцесса Варвара, дочь императора Византии Алексия Комнина, вышедшая замуж за строителя Михайловского собора - князя Святополка. Но византийские источники не подтверждают, что у Алексия Комнина была дочь Варвара. Более вероятно, что реликвия была приобретена русичами у византийцев вскоре после разграбления Константинополя крестоносцами-латинянами в 1204-м. 
 
С северной стороны Михайловского собора был выстроен Варваринский придел, посреди которого под специальным балдахином находилась серебряная рака с мощами. К счастью, даже после разрушения собора эта реликвия не была потеряна. Теперь реставраторы восстановили храм вместе с Варваринским приделом. Однако мощи великомученицы с советских времен и доныне хранятся во Владимирском соборе.
Михайловский собор со стороны Варваринского придела. Фото 1910-х гг.
 
Разрушительная реконструкция
 
Нынешний вид главных сооружений Михайловского монастыря в основном соответствует XVIII веку. Именно тогда, к примеру, была возведена трехъярусная 49-метровая колокольня с золоченым верхом. В панораме города Михайловская колокольня была созвучна Софийской; их зрительная "перекличка" составила одну из главных особенностей застройки старого Киева. В 1713-м была выстроена монастырская трапезная с церковью Св. Иоанна Богослова - единственный храм обители, избегнувший разрушения в 1930-е годы. Вдоль границы монастыря соорудили мощную каменную стену с красивыми Экономическими воротами.
 
Тогда же, в XVIII столетии, состоялась крупная реконструкция самого собора. В 1710-х годах к северу и к югу от древнего объема начали пристраивать приделы. Северный, как уже было сказано, носил имя Св. Варвары. Южный придел, поглотивший древнюю крещальню, освятили во имя Св. Екатерины. Такое название было дано, как утверждают старые источники, Петром I в знак признательности супруге Екатерине за ее энергичные действия по спасению царя от турецкого плена при бесславном Прутском походе.
 
Однако получилось так, что реконструкция едва не погубила древний собор. Строители недостаточно учли особенности почвы. Пристройки начали оседать, и это грозило разорвать собор пополам! Храм еле спасли, для чего новые приделы в начале 1740-х годов пришлось подпереть специальными наклонными конструкциями - аркбутанами, которые упираются в мощные контрфорсы. 
 
После всех преобразований собор стал семикупольным: центральная глава, окруженная четырьмя поменьше, перекрывала его древнюю часть, еще по одному куполу возвели над обоими новыми приделами. Златоверхий храм, как и весь монастырский комплекс, получил оформление в духе украинского барокко.
 
Именно такими восстановленные святыни предстали перед нами и в конце 1990-х годов. Любопытно отметить, что при воссоздании собора, в принципе, не было практической нужды в устройстве контрфорсов и аркбутанов. Но на протяжении длительного времени они составляли характерную особенность облика собора, так что коллектив архитекторов-реставраторов во главе с Юрием Лосицким решил не отказываться от этой необычной детали. 
Великий князь Святополк Изяславич. Фрагмент росписи монастырской стены.
 
 КСТАТИ 
 
"Стартовая площадка" Распутина
 
Кроме сакральных построек, в Михайловском монастыре имелись кельи, дом "эконома" (управляющего хозяйством), больница, баня, училище, разнообразные хозяйственные строения. С южной стороны находился обширный гостиничный комплекс для богатых и бедных паломников - "странноприимный двор".
 
Сохранились воспоминания о примечательных событиях, связанных с обителью и ее гостиницей: "Великая княгиня Анастасия и ее сестра Милица отправились на богомолье в Киев. Они остановились в подворье Михайловского монастыря. Однажды утром они на дворе монастыря заметили обыкновенного странника, занимавшегося колкой дров. Он работал для добывания себе пропитания. Это был Распутин... Распутин пристально посмотрел на дам и почтительно им поклонился. Они задали ему несколько вопросов, и таким образом завязался разговор. Незнакомый странник показался дамам очень интересным... Первое знакомство закончилось приглашением его на чай". Такова одна из версий начала возвышения Григория Распутина, после чего ему открылся путь в государевы дворцы.