22 декабря
Загрузить еще

Включит он воду! Купит коляску! Бумажник деньгами набьет под завязку

Включит он воду! Купит коляску! Бумажник деньгами набьет под завязку
Фото: Фото: Артем СЛИПАЧУК.
НЕ ДО ЛАМПОЧКИ
 
Со стороны кажется, что их работа не имеет ничего общего с жизнью обычных горожан. Депутаты борются за цифры бюджета, идут войной на МАФы, хаотично мигрируют из фракции в фракцию, благо в Киевсовете их не пять, как в Раде, а целых пятнадцать - хватит на любой вкус. Эта бурная деятельность происходит как бы рядом с нами (адрес-то мэрии всем хорошо известен) и безгранично далека от ежедневных нужд.
 
Но может ли "свой" депутат решить насущные вопросы, которые возникают у жителей города, да и должен ли? "КП" провела небольшой эксперимент: дозвонилась в приемную одного из депутатов Киевсовета с сообщением о фактическом отсутствии освещения на одной из главных улиц Харьковского массива. Секретарь депутата (кстати, мажоритарщика) ответила, мол, наше дело - на заседания ходить и бюджет принимать, а лампочки пусть Киевсвет вкручивает.
 
Но "КП" опросила экспертов и пришла к выводу: депутату и такие вопросы не должны быть "до лампочки". А еще в зоне прямой ответственности - дешевые продукты в магазинах, дороги без ям, горячая вода в кранах.
 
- Все это сфера их ответственности. Но они сами об этом забывают. Все оттого, что в Украине, в отличие от Европы, местное самоуправление всегда играло декоративную роль - местные органы власти были централизованно подчинены центральным, - сказал "КП" директор политико-правовых программ Центра Разумкова Юрий Якименко. - Не произошло больших перемен и с наступлением независимости. На бумаге местные советы - реальная и очень влиятельная власть, но на деле реальный вес имеет тот, кто дает местному бюджету субвенции. Местное самоуправление отстает из-за нехватки ресурсов.
 
Эксперты считают, что Киеву необходим новый закон о столице - с "переписанными" полномочиями, в которых большая часть хозяйственных функций перешла бы от главы КГГА к мэру и депутатам.
 
- Иначе будет такая ситуация, как с Генпланом, который невозможно реализовать просто потому, что сам документ максимально закрыт. Не все депутаты, представители общественных организаций и защитники города даже могут посмотреть на него, не говоря уже о том, чтобы вносить "правки", - считает директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталий Кулик. 
 
...И НИКАКИХ ОТПИСОК
 
Задача номер один для депутатов - "добывать" финансовые ресурсы. Наши представители в Киевсовете решают как глобальные вопросы - куда и сколько нужно потратить, чтобы в кране была вода, а автобусы ездили по улицам, так и мелкие - по финансированию отдельных проектов, пусть даже речь идет о замене одного лифта в конкретном доме.
 
- Конечно, депутат Киевсовета - немного больше, чем человек, который вкручивает лампочки в подъезде, но от него зависит, профинансированы ли программы по замене этих самых лампочек и есть ли на это средств в бюджете, - сказал нам Виталий Кулик. - Среди задач депутатов - проводить слушания, контактировать с общественными группами, например, с целью дальнейшего обращения в ЖЭК или райадминистрацию с требованием решить вопрос.
 
Эксперт привел пример с разработкой "алгоритма" по уборке снега. Некоторые кварталы в центре Киева очищаются гораздо лучше, чем остальные кварталы города, и даже после обильного снегопада по улицам проходит спецтехника вовсе не по причине проживания большого начальства или повышенной сознательности местных дворников, а из-за активности местной общины. Она "заставляет" местных депутатов следить за выделением денег на уборку снега и контролировать, чтобы средства не разворовывались на местах.
 
Работа депутатских приемных - вторая по важности задача депутата. Именно там разбираются с проблемами "маленьких украинцев": принимают их проблемы, систематизируют, пишут запросы.
 
- Если правильно построена служба депутата, то у него есть несколько помощников (по социальному, гуманитарному, экономическому направлениям. - Авт.). Они должны писать запросы, чтобы человек обращался по этим проблемам. Если, скажем, нет места в детском садике - будут писать в городское управление дошкольного образования. Служба депутата должна направить посетителя к конкретному чиновнику или даже самостоятельно написать туда запрос, еще и проследить, чтобы в ответ госслужащий подготовил не очередную отписку, а вменяемый ответ, - сказал "КП" Кулик. - У депутата хватит инструментов, которые могут решить бытовые вопросы.
 
200 ТЫСЯЧ НА МАТПОМОЩЬ
 
Мало кто знает, но к ресурсам, которые использует депутат, относятся и… солидные финансовые возможности. В год каждый "избранник" получает около 200 тысяч гривен, которые он может потратить исключительно на "работу с местным населением" - купить костыли или инвалидную коляску нуждающимся или, скажем, заменить газовые плиты в общежитиях. Это, кстати, вовсе не означает, что деньги будут раздавать на благотворительность. "Аттракционы невиданной щедрости" с вручением дензнаков депутату устраивать категорически запрещено.
 
Да и попасть на прием не так и просто. На то, чтобы поделиться проблемами со "своим" депутатом, у простого киевлянина может уйти неделя, а то и месяц. Несмотря на то что многие нынешние избранники шли в горсовет по мажоритарке, они почти не проводят приемов - реально с горожанами работает только каждый третий депутат. Все углубились в политику: даже недавняя попытка горожан прорваться на заседание горсовета напоминала скорее политическую провокацию, чем реальную попытку жителей взаимодействовать с собственными представителями в исполнительной власти.
 
- Депутат, конечно, должен помогать гражданам и вести прием в специально выделенных для этого помещениях. Но его реальная помощь зависит от того объема полномочий, которые дает законодательство. Сейчас в Киеве эти рамки значительно сужены (речь идет о Законе о местном самоуправлении. - Авт.), - утверждает Юрий Якименко.
 
Эксперты "КП" предположили, что снижение полномочий и, следовательно, ответственности местных депутатов в Киеве проводилось специально, чтобы снизить затраты на самоуправление. 
 
Задачи депутата:*
 
  • устанавливает границы Киева;
  • утверждает Генплан, благоустраивает город;
  • решает, какой должна быть символика города;
  • 4создает условия для работы президента, парламента, Кабмина, судов, дипмиссий и т.п.;
  • распределяет бюджет;
  • распоряжается городской землей, дает землеотводы;
  • покупает и продает здания и имущество, необходимые для обеспечения собственной деятельности;
  • определяет культурную, спортивную, политическую жизнь Киева;
  • заботится о поставках продовольствия.
*Согласно закону о столице. 
 
На какую помощь может рассчитывать киевлянин:
  • единоразовые выплаты (на эти цели запланированы деньги в бюджете);
  • покупка самых необходимых предметов обихода для малообеспеченных;
  • разработка предложений Киевсовету по конкретным вопросам;
  • запрос чиновникам с изложением проблемы и путей ее решения;
  • отслеживание ответов на запросы;
  • прием у "профильных" руководителей управлений горадминистрации по конкретным проблемам. 
ВОПРОС РЕБРОМ
 
В горсовете должны заседать хозяйственники или все-таки политики?
 
Юрий ЯКИМЕНКО, директор политико-правовых программ Центра Разумкова:
 
-  Прежде всего депутат должен отвечать тем задачам, под которые избирался. Его первейшая обязанность - понимать проблемы территориальной общины, представлять граждан, которые  живут на определенной территории. Он должен понимать проблемы местного характера, знать пути их решения, быть компетентным в отраслях: транспорт, торговля, ЖКХ.
 
А политическая составляющая важна только для избирателя - и то в силу сложившихся стереотипов. Мол, одна политсила сможет решить какой-то вопрос лучше, чем другие.