14 ноября
Загрузить еще

Как Киев взрастил портретиста Сталина

ОТ ВОСХОДА ДО ЗАХОДА

Академия изобразительного искусства и архитектуры - бывший художественный институт, где на подготовительных курсах учился Анатолий Кравченко. Фото: автора. 
Будущий художник Толя Кравченко родился в июне 1911 года в семье инженера Никифора Кравченко, происходившего из украинских переселенцев. Отцовская служба вынуждала семью часто менять жительство. Малыш появился на свет в далеком Благовещенске, за карандаши и кисти впервые взялся в Семипалатинске, а в 1921-м оказался в Киеве. Здесь он жил в дачном пригороде Святошине и ходил в школу-семилетку № 82. Эта трудовая школа, созданная на базе дореволюционного приходского училища, находилась на улице Северной (ныне Феодоры Пушиной), 47. Здание, правда, не сохранилось; в 1930-е годы построили новую школу на противоположной стороне улицы.
 
Любимым предметом мальчика было рисование. Его школьный учитель - художник Рябчевский - был воспитанником знаменитого пейзажиста Ивана Шишкина. Он прививал своему маленькому ученику наблюдательность, чувство красоты, верность натуре. Яр-Кравченко потом вспоминал: "Под влиянием Рябчевского я писал по шести-семи пейзажных этюдов в день, писал буквально все свободное время, от восхода до захода солнца!"
 
В то же время школьник пристрастился к портретам. Уже тогда он вырабатывал умение схватывать сходство, передавать его не фотографично, а жизненно, в движении. Успехи юного художника были настолько очевидны, что в 1923 году Рябчевский организовал первую в жизни Анатолия персональную выставку, на которой были показаны 250 работ - пейзажные этюды, портреты товарищей по школе. Посмотреть работы 12-летнего художника приехала из города комиссия специалистов. Они хвалили автора, а он растерянно прятался в углу, не веря, что все это всерьез...
Анатолий Кравченко (слева) и Николай Клюев. Фото 1929 г.
 
НЕ ПОБОЯЛСЯ ВОЖДЯ
 
Вскоре после выставки Анатолий с отцом уехал из Киева. Молодой художник снова оказался на берегах Днепра в 1927 году. Он поступил на вечерние подготовительные курсы при Киевском художественном институте. Помимо занятий на курсах юноша посещал студию Ивана (Иоанна) Селезнева - известного киевского живописца и опытного педагога. Общение с ним очень помогло Анатолию как в творчестве, так и в повышенных требованиях к себе как к профессионалу. В тот же период Кравченко встречался в Киеве с Михаилом Нестеровым. Прославленный художник, посмотрев работы начинающего коллеги, дал ему несколько ценных советов. 
 
Через год Анатолий уже мог поступать в институт, но передумал. Он решил рискнуть и отправился в Ленинград, надеясь стать студентом Академии художеств. Ему, однако, не повезло: срезался на математике. Назад он уже не вернулся. Остался там, занимался в различных студиях, иллюстрировал книги, рисовал для газет, оформлял рабочие клубы... Только в 1932 году он решил снова подать заявление в академию и на этот раз поступил. 
 
Одним из его учителей стал Исаак Бродский - портретист дореволюционной закалки, которого считали столпом социалистического реализма в советском искусстве. Яр-Кравченко несколько лет работал в его мастерской. Именно тогда Бродский получил для своих учеников лакомый заказ - изобразить по фотографии персону № 1, то бишь товарища Сталина. Но художники один за другим отказывались от такой чести. Шли грозные тридцатые годы. Каждый опасался, что портрет, чего доброго, не понравится, а последствия могли быть непредсказуемые... И только Яр-Кравченко был уверен в своем мастерстве портретиста. Он не ошибся. Всемогущий заказчик остался доволен, и художнику поручили выполнить альбом из 25 литографий со Сталиным. Потом были и другие портреты отца народов. Они расходились миллионными тиражами. 
 
Незадолго до войны Яр-Кравченко написал картину под названием "А. М. Горький читает И. В. Сталину, В. М. Молотову и К. Е. Ворошилову свою сказку "Девушка и Смерть"". Это добротно выполненное полотно с динамичной композицией стало образцовым произведением соцреализма. Вкупе с несколькими другими работами оно принесло автору Сталинскую премию. 
 
ЛИЦА ЭПОХИ
 
 
В 1952 году Анатолий Никифорович задумал хоровую композицию, посвященную встрече Сталина, Молотова, Кагановича и других вождей с советскими писателями на квартире Горького. Да только замысел опоздал. Пока художник готовил эскизы, Сталин умер, потом его культ личности был развенчан. И все же картина была написана в 1960-е годы при содействии сокурсника Яр-Кравченко - Алексея Зарубина. Ее окончательное название звучало так: "Ответственность на вас. Встреча писателей на квартире у А. М. Горького 26 октября 1932 года". Партийные руководители на этом полотне отсутствовали, зато за накрытым столом  легко можно было кроме Горького узнать Алексея Толстого и Федина, Фадеева и Шолохова, Маршака и Чуковского, Катаева и Леонова... Их всех с большим мастерством изобразил Анатолий Яр-Кравченко.
 
 
О нем говорили, что он запечатлевал лица эпохи. В наследии Яр-Кравченко есть портреты героев экспедиции с парохода "Челюскин", летчиков Великой Отечественной, писателей народов СССР. Он рисовал также портреты знаменитых ученых, изобретателей, композиторов. Многие портреты с его характерной подписью были помещены в учебниках, висели в классах советских школ. Одна из последних графических серий, над которой работал Яр-Кравченко, посвящена космонавтам. 
 
Произведения мастера не только находятся в музеях, но и запечатлены в альбомах, на открытках, конвертах и почтовых марках. Кстати, в 1970-е годы Анатолий Никифорович был, можно сказать, главным коллекционером СССР - председателем Всесоюзного общества филателистов. 
 
 
Художника не стало в ноябре 1983 года. После него остались тысячи работ, некоторые из них получили хрестоматийную известность как памятники своего времени. Но о киевских страницах творческого пути Анатолия Яр-Кравченко до сих пор почти никто не упоминал. 
 
КСТАТИ 
 
Откуда взялся "Яр"
 
В молодости Анатолий Кравченко дружил с известным поэтом Николаем Клюевым - автором стихов и поэм на "мужицкую" тематику. Клюев очень симпатизировал своему юному товарищу, посвящал ему стихи. По его предложению Анатолий видоизменил свою довольно-таки ординарную фамилию, прибавив к ней энергичную славянскую приставку "Яр".
 
В 1937 году Клюева расстреляли как контрреволюционера. Как раз в это время Яр-Кравченко считался едва ли не основным художником, изображавшим товарища Сталина. Вероятно, это обстоятельство избавило художника от серьезных неприятностей.