Загрузить еще

Секонд-хенд на Шулявке снесли ради нового "шанхая"?

Секонд-хенд на Шулявке снесли ради нового
Фото: Шулявка обрастает новыми ларьками. Фото: Максим ЛЮКОВ.

Снесение секонд-хенда столичные чиновники преподнесли как крупную победу над незаконными рынками и МАФами. К тому же Шулявский рынок находился под самым мостом, а это запрещено и опасно для автомобильного движения. В итоге торговцы (в основном арабы и африканцы) перебрались на рынок возле метро "Святошин" или "Лесная". А власти заявили, что на освобожденной территории установят парковку, а также отремонтируют мост. Корреспонденты "КП" проверили, как исполняются обещания.

РАЗРЕШЕНИЙ У КИОСКОВ ПОКА НЕТ

Сегодня никаким секонд-хендом на Шулявке действительно не пахнет. Только вот вместо лотков с б/у вещами мы нашли целый ряд киосков, в которых продаются химия, одежда, шоколадки…

Площадь нового "шанхая" приблизительно 5 на 30 метров. А установили его два месяца назад. Напротив - еще несколько МАФов, которые, судя по всему, вот-вот откроют. Что это - зарождение нового рынка?

В компании АН "Топ Груп", являющейся владельцем ряда киосков на Шулявке, признались, что разрешение на размещение ларьков будет у них на руках 20 января, и отвечать на дальнейшие вопросы отказались.

Удивительная ситуация: на том месте, где год назад шли настоящие сражения городских властей с рынком, вот уже два месяца идет незаконная торговля! И судя по всему, она продолжится. В таком случае все заверения чиновников о том, что на Шулявке не будет киосков, - блеф, а саму территорию под путепроводом просто кому-то "перепродали".

БЮРОКРАТИЧЕСКИЙ МАРАЗМ

Вопрос МАФов в Киеве неоднозначный. В городе действует мораторий на установку новых ларьков, тем не менее они растут как грибы после дождя. Дело в том, что за это никого серьезно не наказывают. Киоск демонтируют, а владельца штрафуют максимум на 1700 гривен. Как говорят продавцы, в "жирных" местах (например, возле популярных торговых центров) эту сумму можно отбить за пару дней работы. Поэтому они смело рискуют: поставили ларек без разрешения и "косят капусту", пока кто-то не пожалуется, не придет проверка, не выпишут предписание о сносе… Так и месяц пройдет, за который денег можно заработать на порядок больше, чем штраф.

Подобная ситуация и с киосками возле Шулявки. Как оказалось, об их установке все знают: и управление контроля за благоустройством, и районные власти, и прокуратура. Но никаких решительных шагов не предпринимается.

В администрации Соломенского района нам подтвердили, что ларьки возле Шулявского путепровода ставят самовольно и постоянно - они не успевают их убирать. 

- Сначала там поставили один киоск, мы его убрали. Теперь вот появилось еще несколько, - жалуется замглавы Соломенской райадминистрации Анатолий Иващенко. 

В городском управлении контроля за благоустройством, занимающемся демонтажем МАФов, говорят, что владельцы ларьков на Шулявке до сих пор не предъявили проектно-разрешительной документации, хотя обязаны это делать в течение трех дней.

- Поэтому ларьки, скорее всего, будут демонтированы, - сказали в управлении. - Мы ожидаем заявку от районной администрации.

И тут мы получили бюрократический "хук":

- До февраля мы проведем инвентаризацию всех МАФов в районе, - объяснили нам свою неторопливость в райадминистрации. - Поэтому до этого никакого демонтажа не будет…

А ушлые предприниматели тем временем за три месяца (ларьки тут с ноября) успеют "накосить" более сотни тысяч гривен! И наверняка с кем-то поделятся. Ведь время - деньги…

P.S. Пока городские службы выжидают, киоски продолжают ставить где попало: посреди тротуаров, впритык с пешеходными переходами, даже во дворах… Только в Соломенском районе установлено более 1200 МАФов, а должно быть, по данным местных властей, не более 300. Подобная ситуация по всему городу. 

Звонок в прокуратуру

В столичной прокуратуре ждут результатов проверки законности установки ларьков на Шулявке.

- Как только у нас будут результаты, будем принимать соответствующее решение, каким образом отреагировать на работу управления по контролю за благоустройством и на собственников данного объекта, если он размещен незаконно, - сказала начальник отдела прокуратуры Киева Оксана Стретович. 

ГЛАС НАРОДА

Слава Пироговский:

- Cреди киосков попадаются и полезные. Но бывает и такое, что ларьки ставят в неудобных местах, в узких переходах. Да и продают там всякую ерунду... Яркий пример - метро "Позняки". Там перед Новым годом построили в переходе ряд киосков. Людям это не понравилось - он половину перехода занимал, и в киосках побили стекла. Их заменили, и опять разбили. Теперь киоски охраняют, и на стеклах повесили наклейки о видеонаблюдении.

Ярослав Андреев, госслужащий:

 - Думаю, мучиться местным недолго осталось. Ларьки все равно уберут, когда развязку начнут строить.

Анна, жительница соседнего дома на ул. Выборгской:

- Сейчас под путепроводом я могу купить хорошие и дешевые вещи, например, носки, перчатки. Как по мне, пусть этот киоск остается. Если все же решат сносить, то в нашем микрорайоне нужно сделать подобный магазин с такими же ценами.

Игорь Капля, студент:

- Мне киоски не мешают. Пускай стоят. Но только в случае, если вокруг будет чисто, с нормальным запахом и освещением. А если нет, то лучше убрать.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

"Этот бизнес крышуют влиятельные люди"

- Самый эффективный способ - экономический. Например, строить магазины и мини-маркеты с низкими ценами, чтобы потребность населения в "подхваточных" точках отпала, - говорит директор аналитического центра "Институт города" Александр Сергиенко. - Существуют и административные способы, но они малоэффективны. Дело в том, что этот бизнес крышуют богатые и влиятельные люди. Именно они зачастую тормозят демонтаж ларьков либо инициируют их установку, выбивая разрешения. 

ПЛАНЫ

Путепровод расширят 

Власти намерены в этом году начать реконструкцию Шулявского моста. 

- Путепровод поменяет свои геометрические размеры, он станет шире, появятся дополнительные съезды, - рассказал нам главный инженер "Киевавтодора" Василий Мельниченко. - Один съезд будет на месте пустующего здания завода "Большевик", которое снесут. В основном из-за имущественных споров вокруг этого здания и тормозится ремонт моста.

Еще одна проблема, почему развязку не реконструируют, - финансирование. 

- Примут бюджет, тогда станет известно, будет ли строительство в этом году или нет, - говорит заместитель директора "Киевавтодора" Николай Васильцов. По его словам, реконструкция моста обойдется в 200-250 млн гривен, не считая компенсации за разрушение цеха, а это еще как минимум 100 млн.