Серия громких аварий с участием пассажирских автобусов этим летом подтолкнула чиновников к радикальным действиям. ГАИ по поручению Кабмина начала массовые проверки автопарков. Только в Киеве за месяц были проверены три сотни автобусов, треть из которых оказались неисправными. На одном из последних рейдов в столице побывал и корреспондент "КП".
"Эти пассажиры лезут как тараканы!"
"Охоту" начали на выезде из Киева, вблизи станции метро "Черниговская", где днем и ночью полно разноцветных автобусов.
Вот к остановке подрулила небольшая маршрутка "Мерседес". В маленький салон набиваются люди, утрамбовываясь, как рыба в консервной банке. Водитель молча ждет и, когда двери с трудом закрываются, отъезжает.
В пятидесяти метрах эту "банку с селедкой" останавливает старший лейтенант ГАИ Руслан Душинский из нашего совместного патруля. Чувствуя неладное, водитель поспешно выгоняет пассажиров на улицу:
- Давайте, давайте, шевелитесь! Сейчас мне штраф вкатают.
- Потерпите минутку, нарушение зафиксируем и выйдете, - просит гаишник, пересчитывая пассажиров. - Тридцать семь! У вас же в автобусе всего восемнадцать мест. Как это понимать?
- А что, мне их палкой гнать? Лезут, как тараканы, - оправдывается водила. - Стану высаживать - они меня вместе с водительским креслом вынесут! Между прочим, повез из уважения к людям.
- А если авария, кому потом из уважения будете объяснять, почему вдвое больше людей взяли? - парирует инспектор, доставая протокол…
Следующий "клиент" попался случайно.
Добротная чистая марштука I-van подбирала пассажиров у метро. Но как только водитель завел мотор и собирался отъехать, гаишник решил проверить у него документы - номер маршрута на автобусе был написан фломастером!
- А это еще что такое? - удивился капитан Евгений Кацан. - У вас же путевой лист на Троещину выписан, а вы здесь катаетесь.
- Начальник, к метро по делам подкатил, обратно решил порожняком не ехать, - оправдывался водитель.
- Это же нарушение! - напомнил страж дороги.
- Начальник, ну ты же понимаешь, все мы люди. Утро. Здесь людей полно, а автобусов не хватает, - нашептывал шофер. - А место рыбное. Ну что с того, если я пару-тройку ходок сделаю. Может, договоримся по-хорошему?
Не договорились…
"Какие машины выдали - на тех и ездим"
Вторую часть нашего рейда решили провести на улице Милославской (Троещина). К конечной остановке то и дело подкатывают желтые "Богданы". Первый же попавшийся автобус (маршрут №221) приехал на лысой резине.
- Как вы людей на таких колесах возите, не страшно? - интересуемся у водителя.
- Что выдали - на том и возим. Автопарк нищий, не за что покупать скаты. Вот еще и вы карманы наши трусите. Если пассажирам не нравится - пусть ходят пешком, - агрессивно огрызнулся шофер.
- А отметки механика и врача в путевом листе где? - интересуемся у мужчины.
- Где-где… В Караганде! Что меня проверять - со мной все нормально, не видно, что ли?
От штрафа отвертеться этому хаму тоже не удалось…
P.S. Наш рейд подтвердил общую статистику: примерно у каждой третьей маршрутки в Киеве есть какие-то нарушения: технические проблемы, отсутствие разрешительных документов, выпившие водители за рулем... И разговоры шоферов о "нищенстве" их АТП - сказочки для маленьких, так как чистая прибыль с одного автобуса составляет более 2300 грн. в день (см. СЧИТАЛКУ "КП"). И, как видим, даже штрафы (от 680 до 850 грн.) их не пугают. А люди из-за отсутствия нормальной транспортной альтернативы продолжают ездить в этих "гробах на колесах", ежедневно рискуя жизнью…
А В ЭТО ВРЕМЯ
Шоферов отправят на курсы медсестер
Вчера на пресс-конференции замминистр инфраструктуры Константин Ефименко заявил о новых требованиях к частным перевозчикам, которые планируют скоро ввести. В первую очередь изменения коснутся водителей маршруток: их пустят за руль после прохождения специальных курсов.
- Подготовка, кроме навыков управления, будет включать работу водителя с пассажирами, предоставление домедицинской помощи и другие мероприятия, - рассказал Ефименко.
Также, возможно, вернутся к практике времен СССР, когда, перед тем как получить категорию D (право возить людей на автобусе), нужно было несколько лет поработать на легковом транспорте.
Аркадий КАЛЮЖНЫЙ.
СЧИТАЛКА "КП"
Какой дневной доход у одной киевской маршрутки "Богдан"
Вместимость - 45 человек
Стоимость проезда - 2,5 грн.
Стоимость дизтоплива - 9,64 грн./л
За один рейс в среднем перевозит 100 человек
Совершает 16 рейсов в день
ДОХОД
100 чел. х 2,5 грн. х 16 рейсов = 4000 грн. в день
РАСХОД
16 рейсов (5 л дизтоплива на рейс) - 771 грн.
Зарплата водителя - 170 грн. в день
Ремонт - 280 грн. в день
Дополнительные расходы (страховка и пр.) - 300 грн. в день
Налоги - 120 грн. в день
Итого: 1641 грн. в день
ЧИСТЫЙ ДОХОД
4000 – 1641 = 2359 грн. в день с одной машины