Ведется ожесточенная полемика о том, какова должна быть его дальнейшая судьба. Быть может, наш краткий исторический экскурс поможет лучше определиться с этим?
ПОСЛЕДСТВИЕ ДВУХ ПОЖАРОВ
"Гостиными дворами" издавна называли торговые комплексы для заезжих купцов-оптовиков - "гостей". Еще до постройки того строения, о котором идет речь, в Киеве уже имелся каменный Гостиный двор. Был он возведен в XVIII веке и находился между нынешними Межигорской улицей и переулком Хорива. Тем временем на обширном пространстве центральной торговой площади Подола тесными рядами стояли неказистые деревянные лавчонки.
Но вот в 1808 году случился пожар, истребивший многие из этих халуп. Было решено на освободившемся месте соорудить солидное двухэтажное здание-прямоугольник, в котором бы уместились многие десятки лавок. Соответствующий проект, выдержанный в стиле классицизма, составил известный столичный архитектор Луиджи Руска. Осенью 1809-го начались строительные работы. К лету 1811 года были уже готовы стены первого этажа. Но тут произошел пожар куда более страшный, от которого пострадали почти все подольские дома!
Поскольку все свободные средства были брошены на восстановление Подола и новое строительство, проект Гостиного двора пришлось изменить на ходу. Его решили ограничить одним этажом. Между прочим, буквально в двух шагах от него стояла ратуша Киевского магистрата, тоже сильно обгоревшая. Предполагали даже отвести под магистрат часть помещений торгового здания. Но в конце концов был принят проект архитектора Вильяма Гесте, предусматривавший возведение напротив северной стороны Гостиного двора нового комплекса с домом для Контрактовых ярмарок, магистратом и почтой. По недостатку средств удалось выстроить только его правое крыло - Контрактовый дом. А городской архитектор Андрей Меленский наскоро приспособил недостроенное сооружение Гостиного двора для отдачи под магазины. Оно было перекрыто деревянной кровлей, и только к началу 1830-х годов устроили приличную железную крышу.
|
По данным на 1868-й, в Гостином дворе насчитывалось 52 "отсека", каждый из которых мог служить отдельным магазином. Они были снабжены подвалами. Во внутренний двор здания-каре вели 6 ворот. У каждого "отсека" был свой арендатор. Город разрешал купцам небольшие перестройки нанятых ими лавок - кто во что горазд.
Наряду с новым продолжал действовать и старый Гостиный двор. Но со временем его снесли, а место его использовали для устройства пожарной части - чтобы огонь больше не грозил Подолу.
ПОД ЗВОН И ЗАЗЫВНЫЕ КРИКИ
Чем только не торговали в позапрошлом веке в лавках Гостиного двора! Известно, к примеру, что в 1810-е годы разные стороны его периметра образовывали соответствующие "ряды": со стороны Спасской улицы - пушной и холщовый, со стороны нынешней улицы Петра Сагайдачного - шелковый и суконный, со стороны храма Богородицы Пирогощей - овощной, со стороны Могилянки - "железный".
Потом ассортимент продаваемых товаров не раз менялся. К примеру, купец Плесконосов продавал в Гостином дворе небольшие колокола и совсем маленькие колокольчики. Пока он был один, его терпели. Но вот рядом с ним разместился конкурент - купец Невежин. И для соседей началась музыка... Подходит покупатель к одному из торговцев колоколами, пробует звук. А конкурент позванивает в свой колокол: дескать, у меня товар лучше. Первый купец, естественно, не уступает. В результате на весь Гостиный двор раздавались такие перезвоны, что оглушенные продавцы бросились с жалобой в городскую управу, чтобы Плесконосова и Невежина призвали к порядку.
|
Вообще скандальные ситуации возникали здесь не раз. Было время, когда торговцы Гостиного двора прямо-таки затаскивали прохожих в свои лавки - не в переносном, а в самом прямом смысле слова. Особенной навязчивостью отличались продавцы готового платья. Дошло до того, что полицмейстер собрал у них подписки с обязательством не зазывать к себе покупателей. И когда, к примеру, купчиха Печатникова нарушила это обещание, ее вызвали к мировому судье и оштрафовали на 10 рублей. Не слишком много, но по тем временам ощутимо.
УНИКАЛЬНЫЙ ШАНС
В советское время Гостиный двор долго еще оставался торговым комплексом. В его секциях продавали нэпманы, потом - рабочие кооперативы - "сорабкопы". В послевоенные годы здание использовали как товарную базу многочисленных небольших предприятий.
Но вот настало время, когда всерьез заговорили о восстановлении исторической среды Подола. В начале 1980-х годов был заново отстроен фонтан "Самсон". Тогда же было решено превратить обветшалый и изуродованный перестройками Гостиный двор в демонстрацию архитектурной мысли начала XIX века. На основании обнаруженного в архиве чертежа Руски архитекторы-реставраторы Валентина Шевченко и Юрий Лосицкий составили проект обновленного двухэтажного здания.
Выстроить его удалось не сразу. Нужно было еще определиться с предназначением Гостиного двора. Начальники торговых и бытовых управлений не торопились взять будущее здание под свою опеку. И тогда на выручку пришел Госстрой Украины. В Гостином дворе разместили институт "Укрпроектреставрация" и научно-техническую библиотеку по строительству и архитектуре.
Так в 1980-е годы здание в центре Контрактовой площади начало новую жизнь в новом, куда более привлекательном облике. С самого начала предполагалось, что наряду с проектом Руски будет осуществлен в полном объеме проект Гесте, после чего на площади сформируется замечательный целостный ансамбль. Этот замысел и теперь еще вполне реален. Поэтому, кто бы ни был в дальнейшем владельцем Гостиного двора, его внешний облик уже ни в коем случае не должен меняться. Иначе мы утратим уникальный шанс реализовать блестящую градостроительную идею 200-летней давности и превратить главную площадь Подола в шедевр архитектуры классицизма.
5 апреля читайте о киевском враче Максе Мандельштамме, знаменитом окулисте и общественном деятеле.
КСТАТИ
Как здание в кино попало
|
Кроме давних фотоснимков, мы можем увидеть прежний Гостиный двор... в кино. Его характерный фасад попал в известный фильм киевского режиссера Владимира Брауна "Матрос Чижик" (1955).
Действие происходит в военно-морском порту (в рассказе Константина Станюковича "Нянька", по которому поставлен фильм, речь идет о Кронштадте). Герой кинокартины, матрос-нянька Федос Чижик, выйдя в город, видит строй солдат, марширующих с песней "Солдатушки, бравы ребятушки". Они проходят мимо одноэтажного тогда Гостиного двора, на фасаде которого по случаю съемок появились вывески старинных магазинов.