Дорогой лодкой сейчас никого не удивишь. Ежедневно киевляне наблюдают, как по Днепру "с ветерком" носятся катера, скутера, яхты. При этом большинство из них не имеют даже судоводительских прав. Более того, за штурвалом несовершеннолетние или вовсе в стельку пьяные. Как результат - количество аварий на воде растет. Два года назад на Десенке работник СБУ на катере разнес вдребезги деревянную лодку, в которой находилась чета пенсионеров. Женщина погибла, ее муж был тяжело травмирован. Или, к примеру, этим летом - недавняя трагедия возле Жукова острова, где скутер взял на таран прогулочную лодку, не оставив ни единого шанса выжить молодой паре.
Однако виновники водных аварий чаще всего остаются безнаказанными. "КП" решила разобраться: кто следит за порядком на воде и почему так трудно найти, а главное, наказать нарушителя?
ЛОДКИ ЕСТЬ - БЕНЗИНА НЕТ
На воде все, как на трассе, - свои ограничения, правила и даже знаки. Но если за порядком на дороге следит только ГАИ, в акватории таких служб три. К примеру, "Регистр судоходства Украины" проводит техосмотр и ведет учет суден и номерных знаков. За порядок на воде и островах отвечает подразделение водной милиции. Есть и водный аналог ГАИ - инспекция безопасности судоходства. Эти ребята наблюдают за соблюдением правил водного движения, штрафуют и отправляют нарушителей на штрафплощадку.
- Служб много, а толку мало, народу не хватает, - вздыхает заместитель главы Союза лодочников Киева Артем Пашкин. - Следить за порядком на воде намного сложнее, нежели на дороге. Да и кому? Кораблей с каждым годом все больше, а штат инспекции по сравнению с восьмидесятыми годами уменьшился в три раза. У них есть катера, оборудование, а вот денег и бензина нет.
Отсюда, по его мнению, и проблемы.
- Топлива хватает от силы на 10 дней в месяц. Вести учет такого количества лодок уже невозможно. Кстати, сегодня все чаще встречаются дорогущие суда, которые не имеют даже бортового номера, а некоторые - и таможенной декларации. Другими словами, они ввезены в Украину нелегально, - говорит Пашкин.
МАКСИМАЛЬНЫЙ ШТРАФ - 180 ГРИВЕН
Специалисты в один голос утверждают - если "серый" катер устроит аварию, найти виновника практически невозможно. Даже если ЧП видели сотни людей.
- Бортового номера нет, регистрации нет, что касается модели, порой даже сами хозяева не знают, как называется их лодка, - говорит Артем Пашкин. - Чтобы идентифицировать нарушителя, нужно его остановить. Но как это сделать? Если даже и получится тормознуть катер, задержать владельца непросто. Управляют ими зачастую чиновники, люди при погонах или их дети. И инспектор часто слышит лишь отборный мат в свой адрес.
Специалисты утверждают - проблем на воде действительно хватает. Мало того что никто не хочет соблюдать правила, так еще и не хотят сдавать на права. Гораздо легче отстегнуть ревизору пару сотен, нежели тратить время на лишние формальности.
- Штрафы на воде в отличие от суши давно никто не поднимал. Максимальный - 180 гривен, - говорят водные гаишники. - Мы стараемся наказывать тех, кто заплывает в запрещенные зоны, на пляжи, нерестилища. Тех, кто катается без документов. Но за отсутствие каких-либо бумаг полагается штраф 54 гривны. Сравните: средняя стоимость катера - 30-40 тысяч долларов, а "едят" они по 30 литров 95-го бензина в час. Так что сумма штрафа вызывает у хозяина навороченной моторки лишь улыбку. Он без проблем достанет сотню, некоторые даже пытаются оставить сдачу на чай.
Не для прессы: водные ревизоры и вовсе рассказывают жуткие истории взаимоотношений милиционеров с капитанами крутых яхт.
- Каждый второй нарушитель на яхте или скутере - это чиновник, народный депутат, прокурор, работник СБУ или генерал МВД, - жалуются ревизоры. - Что мы можем против их корочек? Были случаи, когда эти люди набрасывались на наших сотрудников с кулаками и даже срывали с нас погоны. Пока не изменятся законы и не повысится ответственность за нарушения на воде, беспредел будет продолжаться.
Не пугает нарушителей и перспектива оказаться на штрафплощадке. Ведь чем катер круче, тем меньше с ним хочется связываться инспектору.
- Как он может взять на себя ответственность за катер, который нельзя закрыть и опечатать? - говорит Артем Пашкин. - Уже завтра придет хозяин и скажет: из каюты пропал чемодан с золотом. Что прикажете делать? В Киеве есть штрафплощадка в районе Подольско-Воскресенского моста. Но она всего одна, и если нарушителя ловят, скажем, в Новоукраинке, дотащить его в Киев нереально. За эти 35 километров инспекции придется сжечь свой месячный запас бензина. Зная о таких проблемах, владельцы катеров совершенно безбоязненно гоняют за пределами Киева.
БУДЬ В КУРСЕ
В Киеве запрещено ходить на моторках на Русановском, Венецианском канале (вдоль улицы Энтузиастов), в Оболонском и Верблюжьем (в сторону Вышгорода) заливах. Есть ограничение на плавсуда и в районе Гидропарка до 18.00, а также в пляжных и рекреационных зонах, нерестилищах. При этом плавать в ночное время суток также нельзя. Исключения - для рыбаков, которые могут рыбачить в отведенных местах, с яркой бортовой индикацией.
КСТАТИ
По состоянию на май этого года в столице зарегистрировано 24 тысячи водных транспортных средств (катера, скутера, яхты, лодки). За всей этой армадой следят аж… 8 инспекторов.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Нет прав - на гидроцикл ни ногой
Последние годы многие не представляют пляжный отдых без прогулки на водном мотоцикле. Особенно много прокатных гидроциклов в Гидропарке, на Оболонской набережной. И никто даже не подозревает - чтобы оседлать машину, нужно иметь настоящие судоводительские права. В противном случае прогулки запрещены.
- Гидроцикл такое же судно, как и все остальные, он должен иметь регистрацию, проходить технический контроль, - рассказывает Денис Круторогов из комитета безопасности на воде. - Чтобы им управлять, нужны права. Но у нас никто даже об этом не знает. Кроме того, в границах Киева можно двигаться со скоростью не больше 50 км/ч, вблизи пляжей - 15 км/ч. Гидроциклы же часто развивают скорость больше ста. И все, что вправе сделать инспектор, - наказать такого гонщика рублем, выписав протокол на 59 гривен.