Загрузить еще

Главный архитектор Киева Сергей ЦЕЛОВАЛЬНИК: «В ближайшие годы мы решим все транспортные проблемы столицы»

Главный архитектор Киева Сергей ЦЕЛОВАЛЬНИК: «В ближайшие годы мы решим все транспортные проблемы столицы»
Фото: В заповедных зонах Киева современной архитектуре не место.

ГЕНПЛАН - КОНСТИТУЦИЯ ГОРОДА

- Почему так много говорят о Генеральном плане развития Киева? Что это за документ?

- После вступления в должность новый глава КГГА Александр Павлович Попов акцентировал внимание городской администрации на необходимости разработки и принятия Стратегии развития Киева до 2025 года. Генеральный план развития города является неотъемлемой составляющей такой стратегии. Поэтому при его разработке учитывается не только ближайшая перспектива, но и перспектива среднесрочная. Это европейская практика планирования. Именно так живут ведущие европейские столицы.

Кроме того, Генеральный план - это конституция жизни города. Город начинается с этого документа. Он не дает ответы на частные вопросы типа сколько в городе будет фонтанов или скверов. Он рассчитывает параметры развития, то есть какие у города есть ресурсы, как его можно сделать комфортнее для жизни и прочее. И уже исходя из этих данных разрабатываются более конкретные направления. К примеру, сколько будет мостов, какие будут дороги и так далее. 

- На какой стадии сейчас разработка Генплана?

- У нас есть действующий документ, утвержденный в 2002 году. Но он разработан по нормам, действовавшим еще в советский период, и не до конца учитывает реалии последних лет. Сегодня налицо постоянные транспортные проблемы, новые здания появляются там, где их не должно быть согласно плану, не хватает детских садиков и школ. Мы пришли к выводу, что Генплан нуждается в корректировке. Город должен развиваться не частично, а комплексно. Поэтому при разработке нового Генплана мы существенно корректируем, балансируем, смотрим, что можно сделать в условиях, когда отсутствует прямое финансирование, и каким образом привлечь инвестиции. Уже в мае 2011 года представим некоторые схемы, связанные с необходимостью развития Киева. Сам же Генплан мы должны будем продемонстрировать в конце следующего года. 

- Согласно Генплану в Киеве должны прорыть 7 туннелей. Расскажите, пожалуйста, сколько времени это займет и решат ли они проблему пробок?

- Несомненно, решат. Сейчас этот вопрос лично контролирует глава КГГА Александр Попов, и поэтому есть уверенность в том, что данный проект будет реализован. К идее туннелей мы пришли, поскольку это намного дешевле, чем строить мост и подводящие к нему пути. Да и современные технологии позволяют сделать туннели безопасными. Кроме того, не нужно будет решать проблему с отселением людей с тех участков, через которые должна пройти магистраль. Туннели распланированы так, что автомобили будут проезжать те места, на которых сейчас транспорт движется в условиях пробки около часа, буквально за считаные минуты. Но здесь нужно учитывать одно обстоятельство: в туннель нельзя «нырнуть» и «вынырнуть». Нужны заложения по условиям допустимых уклонов подземных сооружений. То есть если надо пройти километровый участок под водой, то нам придется построить 5-километровый вход и выход из туннеля. А это означает, что мы не можем моментально вывести транспорт, к примеру, на Набережную, - сделаем выход в тех местах, где это рационально. Поэтому туннели имеют иную стратегическую задачу, нежели мосты, и должны обеспечить, например, транзит под центральным городским холмом. 

Что же касается сроков, то сейчас уже разработаны схемы строительства. Но лишь после их утверждения станут понятны сроки. Само же строительство одного туннеля может занять от 3 до 5 лет. Таким образом, в ближайшие годы мы решим все транспортные проблемы города. 

О ХРУЩЕВКАХ

- Уже не первый год поднимается вопрос о сносе хрущевок и постройке на их месте новых многоэтажных зданий. Как ускорить решение этой проблемы?

- В городе 1959 жилых домов первых массовых серий, из них панельных - 931. Срок их службы по капитальности составляет 125 лет, но степень износа превышает 60%. То есть если конструктивная стойкость домов присутствует, то соответствие современным требованиям комфортности и энергосбережения не отвечает действующим нормативам, не говоря уже о состоянии инженерных сетей и систем домов. Учитывая это, целесообразно идти путем комплексной реконструкции таких кварталов со сносом старого жилья и строительством нового. 

Сейчас ведется работа над программой комплексной реконструкции. Для каждого квартала или микрорайона будет разрабатываться градостроительная документация, формироваться инвестиционная программа и т.п. Будут изучены и учтены интересы жителей, социальные проблемы и инвестиционная эффективность реновации или санации жилого фонда. Но в первую очередь стоит задача провести комплексную реконструкцию кварталов со старым панельным жилищным фондом. Это квартал по ул. Маршала Гречко, квартал, ограниченный ул. Ивана Кудри, бульварами Дружбы Народов и Леси Украинки.  

«ТАКИХ ГОРОДОВ, КАК КИЕВ, В МИРЕ МАЛО»

- То и дело поднимается вопрос об исключении из списков ЮНЕСКО Софии Киевской и Киево-Печерской лавры из-за застройки в зонах этих исторических памятников. Что нужно сделать, чтобы навсегда решить этот вопрос?

- Я не думаю, что дело дойдет до исключения, поскольку таких исторических городов, как Киев, очень мало в мире. Что же касается застройки, то скажу, что любой город мира переживает те же проблемы, что и мы. Главное - вовремя остановиться и не поддаться соблазну делать современную архитектуру, предотвратить и запретить строительство новостроек в заповедной местности. К сожалению, в свое время нам это не удалось, поскольку последние годы в Киеве действовала власть денег. Но, с другой стороны, получилось вовремя повлиять на ситуацию и, не считая нескольких досадных архитектурных ошибок, остановить строительство в этой части города. Сейчас у нового городского руководства - полное понимание важности сохранения исторической части города. Поэтому в этом вопросе сейчас есть повод для оптимизма. 

К ЕВРО СДАДУТ 53 ГОСТИНИЦЫ

- До сих пор нет определенности - что будет с Днепровской набережной. На каком проекте в конце концов остановятся? 

- Зеленые склоны Днепра - это достояние Киева. Но вы пройдитесь по Набережной - там же не то что противно, но даже страшно ходить! Ее действительно нужно облагораживать, но пока какого-то конкретного проекта застройки нет. Есть разные идеи. Например, построить там невысокую платформу, на которую можно было бы подняться по лестнице и прогуливаться вдоль Днепра, чтобы там были какие-то развлекательные заведения. На мой взгляд, это неплохая идея. Думаю, тогда бы Набережная стала излюбленным местом отдыха как киевлян, так и гостей столицы.

- В городе много недостроев, в том числе и пресловутые днепровские башни на Троещине. Их когда-нибудь сдадут? 

- Они были построены под влиянием времени. Но эти шесть домов в 35 этажей возводились без опыта строительства высотных сооружений. Построить такое здание гораздо дороже, чем обычное, да и эксплуатировать тоже. Это и фундаменты, и сложные инженерные системы - например, в жилом доме с такой этажностью только мусоропровод должен быть из двойного кожуха, а кожух - из нержавейки. Это очень дорого. Но, к сожалению, к строительству этих домов подходили так же, как к возведению обычной 16-этажки. В итоге оказалось, что в одном или двух зданиях, боюсь ошибиться, лифтовая шахта отклонилась по вертикали сантиметров на десять. Это значит, что лифт в ней пустить уже нельзя. Он просто упрется и начнет «скоблить» по шахте. Сдадут ли их когда-то - сказать тяжело. Но какое-то решение все же надо искать. 

- До начала чемпионата Европы по футболу осталось полтора года. Успеют ли построить все, что планировали к этому событию?

- В первую очередь к Евро должен быть построен стадион НСК «Олимпийский» и сформирована фан-зона, завершено благоустройство Троицкой площади. Будут сданы в эксплуатацию 53 гостиницы: Accor на бульв. Т. Шевченко, Holiday Inn на ул. Антоновича, отель на ул. Набережно-Крещатикской и многие другие. Не только к Евро, но и в целом для столицы важно завершение реконструкции транспортных развязок и аэропортов «Киев» и «Борисполь».

Фото Максима ЛЮКОВА и Артема ПАСТУХА.