Загрузить еще

Экономили, а получился рекорд

Экономили, а получился рекорд

СТАРШИЙ БРАТ

Еще в 1680 году царь Федор Алексеевич дал распоряжение соорудить в этом месте русла Днепра плавучий Спасский мост. Но он действовал лишь в теплое время года - когда выпадал снег, киевляне пешком или на повозках переправлялись по льду на другой берег. Когда же приходила весна, на переправе дежурили солдаты, которые следили за тем, чтобы ни у кого не появился соблазн перейти реку по тонкому льду. Нарушителей отлавливали и, как правило, штрафовали.

Но с течением времени Киев рос и развивался, и в XIX веке уже остро встал вопрос о строительстве постоянного моста, который бы соединил берега Днепра. Поэтому от плавучей переправы отказались и приступили к сооружению каменного перехода на месте Спасского моста. 30 августа 1848 года началось строительство, и спустя пять лет, 27 сентября 1853 года, мост был сдан в эксплуатацию и получил название Николаевского цепного моста. Примечательно, что его открытие совпало по времени с освящением памятника князю Владимиру. 

Это был грандиозный проект - как по количеству вложенных средств, так и по величине самого сооружения. Длина моста составляла 776 метров, и стоял он на пяти каменных опорах. Верхняя их часть имела форму арок, которые соединялись друг с другом цепями. 

В 1912 году киевские власти решили проложить по мосту рельсы и запустить трамвай до Предмостной слободки (ныне Гидропарк). 

Предшественник именинника - Николаевский цепной мост - был открыт в 1853 году.

 

 

МЕСТО ДЛЯ ПОЦЕЛУЕВ

Предмостная слободка в то время считалась левым берегом Днепра, а не островом, известным нам сегодня как Гидропарк. Дело в том, что Русановского канала в том виде, в котором он существует сегодня, раньше и в помине не было. Тогда это был всего лишь узкий залив, через который навели несколько небольших деревянных мостов. Однако архитекторы не учли, что именно в этом месте Днепр часто разливается и подмывает песчаные берега. Весной 1877 года вода разрушила хрупкие деревянные переправы, образовав новое речное русло шириной в 200 метров. Из-за такой непредсказуемости природы было нарушено транспортное сообщение между правым и левым берегом Днепра. Поэтому в 1903 году начались работы над возведением Русановского моста, который должен был стать продолжением Николаевского цепного. Уже в 1906 году по нему поехали повозки и заспешили первые пешеходы. 

Кстати, раньше именно Русановский мост, а не Парковый, именовали «мостом поцелуев». Киевляне очень любили прогуливаться по нему, и местные жители постоянно наблюдали целующиеся парочки. 

Мост им. Евгении Бош взорвали в сентябре 41-го отступающие советские войска.

 

 

ВМЕСТО КАМНЯ - МЕТАЛЛ

Николаевский цепной мост недолго служил киевлянам. В 1920 году белополяки подорвали один из его пролетов, и разорванные цепи потянули за собой всю конструкцию, таким образом полностью разрушив сооружение. 

К восстановлению переправы приступили уже в конце 1921 года. Но проект новой конструкции, который разрабатывал Евгений Патон, был представлен лишь в январе 1924 года. Согласно ему каменные арки заменили на металлические, а пролеты между ними стали более приподнятыми. 1 мая 1925 года состоялось торжественное открытие нового моста, которому присвоили имя известной революционерки Евгении Бош. 

Но и этот мост недолго просуществовал. В начале Великой Отечественной войны, 18 сентября 1941 года, оставляя Киев, советские войска подорвали мост им. Евгении Бош и его продолжение - Русановский. 

После окончания войны было отдано распоряжение восстановить переправу, но проводить реконструкцию старых сооружений не стали, а решили построить на их месте абсолютно новые мосты. 

Несмотря на то что задумались о них еще в середине 40-х годов, самой разработкой проекта занялись лишь в 1960-е годы. И до 1953 года (тогда построили мост Патона) киевляне, чтобы попасть на другой берег, пользовались Наводницким мостом.

Учитывая то, что город стремительно развивался, было принято решение соорудить на месте моста имени Бош двухъярусную конструкцию, по которой бы двигались как поезда метро, так и обычные автомобили. Однако Москва дала четко понять архитекторам, что на строительные работы нужно потратить как можно меньше средств. Вот и пришлось как-то выкручиваться. Этой экономией и объясняются узкие полосы движения на проезжей части и неудобный подъезд к переправе.

5 ноября 1965 года состоялось торжественное открытие моста Метро. Это была первая в мире переправа, которая имела такую большую длину пролетов между арками - 60 метров. В тот же день был открыт и новый Русановский мост, соединивший Гидропарк с левым берегом Днепра. 

До появления моста Метро конечной остановкой cтоличной подземки была станция «Днепр». 

 

 

КОММЕНТАРИЙ ИСТОРИКА  

Михаил Кальницкий, киевовед:

- Интересно то, как возводили этот мост: сначала были построены опоры, а потом с обеих сторон двигали подвесные консоли - до того момента, пока они не встретились на середине Днепра. 

В то время застройка левого берега только начиналась, и большой транспортной нагрузки не было. С пассажиропотоком вполне справлялся метрополитен, да и не было тогда у киевлян столько частного автотранспорта. Поэтому то, что на мосту узкие полосы и неудобный подъезд, вряд ли связано с деньгами. Никто и предположить не мог, что Киев будет так стремительно развиваться. 

БУДЬ В КУРСЕ

В следующем году - ремонт

За 45 лет мост ни разу капитально не ремонтировался. Были незначительные косметические работы, но их, по заверениям архитекторов, недостаточно, чтобы в нормальном состоянии поддерживать конструкцию. В 2011 году проведение капремонта запланировали. Предусматривается усиление и ремонт конструкций проезжей части, замена тротуаров и ограждений, расширение дороги за счет сужения тротуаров и замена бетонных плит на стальные. Все эти работы планируется закончить за 10-12 месяцев.

ТТХ МОСТА

Длина - 684,5 м

Ширина - 28 м 

Количество пролетов - 7

Расстояние между пролетами - 60 м

Фото Максима ЛЮКОВА.