Все мы помним, как в советские времена гремящие вагоны неслись на Борщаговку, без опозданий доставляли пассажиров в центр города. Прошло время, и вопрос перевозок встал особенно остро. Чтобы победить пробки и заторы, чиновники пообещали киевлянам настоящее ноу-хау под названием «скоростная линия трамвая». К сожалению, не успела она появиться, как уже вызвала серьезный скандал. Ведь, в противовес комфорту, бесшумности и мобильности, специалисты не уверены в самом главном: безопасности ее пассажиров.
Третий год на линии скоростного трамвая идет реконструкция. Особых претензий к «стройке века» ни у кого не возникало, пока в апреле «гоночные» рельсы не проверила государственная инспекция городского электротранспорта. Как и следовало ожидать, инспекторы обнаружили кучу нарушений, главное из которых - отсутствие документации на крепление рельсов. В результате запуск «быстрых вагонов» запретили.
- Существуют четкие требования относительно эксплуатации скоростного трамвая, - объясняет Леонид Збарский, заместитель директора Научно-исследовательского и технологического института городского хозяйства. - Во-первых, такая линия не должна иметь стыков (все рельсы сварены между собой и хорошо зашлифованы). Во-вторых, их крепления должны создавать усилие в 10 килоньютон. Это нужно для того, чтобы при изменении температуры «металлические полосы» не деформировались. К сожалению, в документациях новых креплений, которые будут использовать, заявлено всего 7,5 - 8,5 килоньютона. Многие говорят, что это всего лишь трамвай, и требования можно упростить. Но мы ведь используем железнодорожные рельсы! Если крепления их не удержат и они выстрелят, какая разница, что сойдет с рельсов: поезд или трамвай? Вопрос касается человеческих жизней…
Но, несмотря на такие неутешительные прогнозы, техническая инспекция свой запрет сняла. Почему? Никто креплений не менял, новые рельсы не укладывал. А значит, и претензий инспекторов никто не удовлетворил. Поэтому нетрудно предположить, что вероятность катастрофы по-прежнему есть.
- Чтобы открывать подобный объект, надо проводить испытания, - продолжает Леонид Збарский. - Мы не исключаем, что их таки проведут. Но все равно так делать нельзя. Как можно проложить огромную линию, а потом ее испытывать? А вдруг произойдет неудача? По моим данным, она таки будет! Ведь имеются четкие данные, таблицы, где расписаны все нагрузки, усилия. Причем эти требования не украинские, а мировые. В данном случае они не выдержаны.
Какое будущее ждет скоростной трамвай, сейчас, похоже, не знает никто. Ведь если опасения экспертов докажут высшие инстанции, не исключено, что желанное ноу-хау в Киеве так и не появится.