Прямая линия КП: Задай вопрос и.о. главы Антимонопольного комитета Украины
Обоснванно ли растут цены на продукты питания? Законно ли местные власти устанавливают коммунальные тарифы? Когда прекратится синхронное изменение цен на АЗС? В редакции КП прошла прямая линия с и.о. главы АМКУ Александром Ивановичем МЕЛЬНИЧЕНКО.
Как понять обман людей по проезду в транспорте: как было 1,50 грн, так и осталось. И почему в маршрутках не хотят брать пенсионеров, льготников?
Мы добились снижения тарифов на пользование метро на 30 копеек.
Я знаю. Но Зинчеко говорил, что обосновано 1,01 грн.
Экономично обоснованным является тариф 1,70 на метро и 1,50 на наземный транспорт. Раньше, если вы покупаете талон в салоне, он стоил 2.00 грн, а сейчас 1,50 грн. Что касается качества обслуживания – это вопрос к местной власти и предприятию, которое предоставляет услуги.
Имеют ли право власти города брать плату за въезд на кладбища? Завтра я тоже во дворе поставлю шлагбаум и начну брать деньги со скорой помощи или мусоровоза.
Плата должна браться либо за товар, либо за услугу. Какую услугу предоставляет субъект хозяйствования? Меня самого такое поручение удивило. Если бы это была действительно услуга, или кладбище-музей, это было бы понятно. И то, я был на кладбищах-музеях - там никто не брал денег за вход. Мы все это проверим обязательно. Речь идет об интересах всех жителей.
В Киеве из центра города власти сделали сплошную платную парковку. Законно ли власти устанавливают плату за парковку?
Если речь идет о предоставлении услуг, то предоставляется территория, которая убирается - тогда речь идет об услуге. Тарифы требуют обоснования.
Законны ли коммунальные тарифы, установленные местной властью? Народ ведь и так бедствует.
Первое – тариф должен быть обоснован. Но обоснование тарифов состоит из такой составляющей, как энергоносители. Если энергоносители растут в цене, то и коммунальные тарифы должны повышаться, другое дело - насколько. Мы проверяем сейчас обоснованность тарифов на жкх. Я подписал обращения для всех руководителей областей, чтобы они обратили внимание на формирование тарифов.
Скажите, обоснованно ли растут цены на продукты питания? Вы проверяете производителей?
Мы проводим проверку, но проверку больших компаний. Сейчас мы проверяем большие торговые сети, как Сильпо, Фуршет… Также проверяем их крупных поставщиков. Понятно, что возле каждого магазина поставить своих работников нереально. Поэтому мы работаем по заявлению. У нас есть заявление, мы проверяем и принимаем решение. По электротранспорту в Киеве, по медикаментам - я сам дал поручение немедленно возбудить дело. Мы делаем все, что в наших силах. Но нужно, чтобы были соответствующие обращения населения, и мы будем на это реагировать. Мы расследуем рынок стройматериалоав, супермаркетов, лекарств; вы знаете, что снизили цену на подсолнечное масло...
Почему у нас повышают цены ЖЭКи, но не выполняют свою работу?
Местная власть полностью отвечает за тарифы, согласно закону.
Но они же не выполняют свои обязанности, а мы платим. Вывоз мусора - они не вывозят твердые отходы. Воду – платим за 24 часа, а они дают ее 7 часов в сутки.
Есть министерство ЖКХ. Они должны выделить из тарифов ту услугу, которую вам не предоставили и сделать перерасчет.
Мы это требуем, но они не делают.
Напишите в наше отделение в Крыму, мы будем разбираться.
Сильно подорожали проездные, как вы к этому относитесь?
Отношусь к этому негативно. Как и.о. АМК? я сегодня подписал поручение про подготовку документов для Минтрансу, чтобы определить цены на проездные. И мы по этим документам посмотрим, обоснованно ли это повышение.
Кто считается монополистом и кого вы уже наказали?
В сфере электротранспорта у нас работают два предприятия, которые могут считаться монополистами – Киевский метрополитен и Киевпастранс (в его ведомстве весь электротранспорт, и большой процент автотранспорта) В сфере ЖКХ – есть субъекты (например Киевэнерго 100% монополист), Укрзализниця 100% (так как других ж\д путей уже никто не протянет). С другой стороны, жить без предприятий монополистов мы не сможем. Не сможем жить без ж\д, самолеты нам в этом не помогут.
Меня интересует наш мэр. Каждый день можно ждать от него каких то новостей. Вот коммунальные платежи. Что это такое? Как можно жить?
Я не политик, не могу комментировать мэра. Я считаю, что каждый из нас своими действиями отвечает за свое будущее. АМК контролирует действие киевской администрации. Вы уже знаете о снижении тарифов. Точно так же мы будем действовать не только в Киеве, но и во всей Украине.
На 30 копеек понизили метро, но подорожали проездные?
Я обратился в министерство транспорта, чтобы определить порядок цен на проездные. По медицине – комитет проводит расследование по рынку медпрепаратов.
А как с платным медобслуживанием?
Мы проверяем сейчас эти тарифы. Один АМК в поле не воин, должен быть государственный механизм. Мы живем в этом же городе, я все это вижу, и поэтому я не могу быть безразличным. Мы проводим проверки всех этих вещей, нам нужно собрать доказательства и только после этого мы сможем вынести решение.
Стоимость газа для сельской местности? Сколько стоит?
На сегодня точную цифру нужно спрашивать у Нафтогаза. Если дадите свои координаты, я вам смогу их выслать.
Рассказывают, что тарифы поднялись необоснованно.
Такого не может быть в нашем государстве, чтобы тарифы падали как снег на голову. Должно быть так, чтобы людям заранее сообщали о том, что тарифы будут повышены и их обоснованность. Мы проверим ваши данные.
На каком основании цены повышаются?
Есть цены регулируемые и свободные. Свободные – цены в магазинах. А рынки ЖКХ, пассажирские перевозки – это рынки, регулируемые государством и там есть специальный порядок установки цен. АМК следит за свободными ценами, которые составляются на тех или других товарных рынках, например цены на подсолнечное масло или мы регулируем цены (например снизили цену за радиоточку) По газу я дам поручение специально проверить ситуацию на рынке газу. Пока по этому вопросу не поступало в АМК заявок.
Я сегодня видела, что цены на проезд снизилась. Как происходил расчет?
Величина тарифа не в компетенции АМК. Как только повысились цены в ноябре, я подписал письмо Турчинову и попросил его создать рабочую группу, чтобы выяснить, обоснован ли тариф. Рабочая группа начала работать, проверили тарифы, и министр экономики вызначил безосновательность этого тарифа. В результате исследований АМК выяснилось, что проезд в метро обоснован в сумме 1,70 и 1,50 в наземном транспорте. Эти тарифы позволяют развивать метрополитен. Эти тарифы обоснованы.
Но мэр фигура своеобразная, он может опять поднять тарифы через несколько месяцев. Вы будет держать руку на пульсе?
А зачем мы тогда работаем?
С марта собираются снова поднять абонплату на стационарный телефон. Скоро мобильный станет дешевле стационарного. Скажите, почему дорожает обычный телефон?
Решение это еще не окончательное. Я сегодня утром дал поручение проверить, насколько повышение тарифов обосновано. Ситуация тревожная и АМК это проверяет.
Решением нашего горсовета нам подняты тарифы в 3 раза, квадратный метр равен 2, 41. Законно ли это?
АМК в государстве не отвечает за установление и величину тарифов. Для этого есть местная власть, которая устанавливает тарифы. Что делает наш комитет – отслеживает действие регуляторов. И если министр экономики обратится с тем, что тарифы необоснованные, мы их пересматриваем. Каждая копейка при повышении тарифов должна быть экономически обоснована. Тарифы должны не содержать в себе те составляющие, которые там бывают – например штраф, наложенный на предприятие. Во-вторых – повышение тарифов должно заблаговременно доводиться до каждого жителя населенного пункта. И если тариф необоснованный, местная власть вправе поставить этот вопрос перед министром экономики: у него есть служба, которая проверяет законность тарифов.
Александр. Скажите, вы видите, что заправки повышают и понижают цены всегда в один день. По-вашему, это не сговор? Когда прекратится синхронное изменение цен на АЗС?
Этот вопрос тревожит и меня, но в чисто процессуальной плоскости. Мы возбуди дело и сейчас идет расследование. В силу этого я не могу сейчас назвать имена, но это известные компании. По завершению расследования мы примем соответственное решение. Да, проблемы есть, но не настолько, чтобы повышать цены.
Цены на проезд обоснованы?
Мы исходили из экономического обоснования. Тарифы, сниженные на 30 копеек в метро и на 50 копеек в наземном транспорте экономически обоснованы.
Подписывайтесь на нас в соц. сетях