5 ноября
Загрузить еще

Анатолий ГРИЦЕНКО: «Либо наши лидеры объединятся, либо их сметут»

Анатолий ГРИЦЕНКО: «Либо наши лидеры объединятся, либо их сметут»
Фото: Анатолий Гриценко: - Сила государства - не в слезоточивом газе и водометах...

Слова «парламентарий» и «парламентер» применительно к Анатолию Гриценко звучат как синонимы. Экс-министр обороны, похоже, в индивидуальном порядке и по личной инициативе развернул среди украинского истеблишмента операцию «Принуждение к миру». Гриценко предлагает президенту, премьеру, лидеру оппозиции и партийным вождям… немедленно капитулировать перед интересами Украины в целом.

«Если бы в стране была власть, то главу Нацбанка арестовали бы»

- Анатолий Степанович, для Украины состояние «Родина в опасности!» - перманентное. Но сегодня опасность исходит не столько извне, сколько изнутри. Конкретно: от первых лиц государства, которые враждуют друг с другом, используя кризис просто как дополнительный аргумент. Вы согласитесь с таким утверждением?

- И да, и нет. Над страной действительно нависла серьезная угроза национальной безопасности. Угроза вполне конкретная - человеку, обществу, государству.

- Давайте начнем с человека.

- Давайте. Десятки тысяч граждан уже потеряли работу, сотни тысяч работают неполную неделю либо принудительно отправлены в отпуска без оплаты. Глава Гостаможни Валерий Хорошковский прогнозирует до конца года более двух миллионов безработных. Наверное, он знает, о чем говорит. Уже в январе-феврале, если правительство, президент, Рада и Нацбанк окажутся неэффективными, может сложиться ситуация, когда нечем будет платить зарплаты и пенсии. Остановлены металлургия, химия, строительство. В критическом состоянии сельское хозяйство, цены на зерно в два-три раза ниже, чем год назад. Ниже себестоимости, и продать некому.

Человек, семья, сбережения в банке, бизнес (у кого есть) оказались в опасности, они не защищены.

- Какие главные причины?

- Внешняя причина - мировой финансовый кризис, перерастающий в экономический, причем таких масштабов, которых мир не видел несколько десятилетий. Но - признаем честно - есть и внутренние причины. Они связаны с той экономической политикой, что проводилась в Украине в последние годы. Нам не удалось диверсифицировать рынки. До недопустимого уровня возрос импорт. Не осуществлялись структурные изменения экономики и обновление производственной базы. Не уменьшилось энергопотребление.

В экономику вбрасывались деньги такими темпами, которые превышали темпы роста производительности труда. Наши предприятия и банки назанимали за рубежом более 100 миллиардов долларов, и платить сегодня нечем. Уровень коррумпированности власти не снижается. Доверие к ней падает. Перечислять причины можно долго…

Нужно понять, почему по Украине кризис ударил больнее, чем по другим. Да, кризис ощущают все страны без исключения. Но у других такими темпами не останавливается экономика, не рушится национальная валюта и банки…

Теперь прямой ответ на ваш вопрос - о роли первых лиц. Война между президентом и премьер-министром идет давно. В недееспособном состоянии Верховная Рада.

Министры, более восьмидесяти процентов состава правительства, не могут эффективно работать в условиях кризиса. Часть из них не умеет работать вообще. Серьезные проблемы с Нацбанком. Разве это не мародерство, когда в течение дня курс доллара достигает отметки 7,40, а Нацбанк продает доллар по 5,50?! Если бы в стране была власть, то после таких игрищ на валютном рынке главу Нацбанка арестовали бы в тот же день, а вместе с ним - и дельцов, которые за день «зарабатывают» десятки, сотни миллионов!

Имеем кризис доверия к первым лицам, плюс к этому у них нет доверия друг к другу.

«Досрочные выборы - четыре месяца хаоса»

- Логично ли тогда допустить переформатирование правительства под экстренные задачи? Или сначала досрочные выборы тех, кто приходит к власти через урны? Если у нынешних руководителей все настолько безнадежно…

- О правительстве: переформатировать его нужно. Вопрос: каким путем? Я против досрочных выборов - страна не может себе позволить четыре месяца хаоса и безвластия. Сотни законопроектов, нормальных, нужных стране, лежат в секретариате Верховной Рады. Согласились бы партийные вожди, поверьте, за каждый из них на табло высвечивалось бы не меньше трехсот голосов.

- Иными словами, коалиция еще возможна?

- Возможна, но есть юридическая проблема. С одной стороны, Конституция требует, чтобы коалицию создавали фракции, а не отдельные депутаты, лидеры же фракций не могут договориться. С другой - в парламенте более трехсот депутатов, готовых работать, если им предложат иной путь объединения. Так давайте его искать и договариваться. Тем более - в такой ответственный для страны момент. Пусть объединятся крупнейшие фракции - Партия регионов и БЮТ. Пусть их поддержат Блок Литвина, часть нашей фракции, НУ-НС. Захотят коммунисты - пожалуйста, страна-то общая! Возможно ли это? Возможно, но мешает раздражитель - кто станет следующим президентом? А им хотят быть и Ющенко, и Тимошенко, и Янукович. Дальше - кто станет премьером? Хотят и Тимошенко, и Янукович. Тупик, топчемся на месте.

Думаю, ближе всех к осознанию глубины кризиса и необходимости изменений в правительстве подошла Юлия Тимошенко. Как премьер она владеет реальной ситуацией. Хотя не уверен, что она готова уйти с поста в пользу другой, компромиссной фигуры.

Виктор Янукович поверил, что возглавит Кабмин в третий раз. Думаю, это иллюзия - его кандидатура не компромиссная. Но Янукович убежден в обратном и потому занял деструктивную позицию. Он призывает местные советы проводить чрезвычайные сессии - в пику нынешнему правительству. Янукович забыл, что он - тоже власть, и его фракция самая многочисленная. Многие регионалы считают выборы безответственным шагом, но есть партийная дисциплина!

И Ющенко, и Тимошенко, и Янукович уже достигли высоких вершин, они состоялись как личности. Когда осознают это и осознают опасность, нависшую над страной, тогда сядут за стол переговоров. Пусть подпишут очередной универсал (хоть слово заезженное) или пакт согласия. Поставят жирную точку на теме выборов. Создадут рабочее большинство в Раде. И вместе сформируют правительство. С нынешним премьером, а если категорически не выходит - значит, с другим, но тогда уж и на Януковиче не надо настаивать. И в парламенте, и за его пределами можно найти достойных кандидатов.

Нужно усилить профессиональными и ответственными кадрами правоохранительные органы, Нацбанк, заменить часть губернаторов - не главная их забота создавать партийные структуры и памятники строить. Нужно принять бюджет-2009, определить, кто и как будет распределять кредиты МВФ, Мирового банка, какие банки и какие предприятия государство будет поддерживать и на каких условиях. Если это будет понятно и прозрачно, без мародерства и ручного управления, тогда общество и бизнес получат от власти убедительные сигналы.

Есть опасность социального взрыва

- Увы, пока ничего подобного не произошло. А между тем люди все отчетливее ощущают грозящую им опасность от государства. Достаточно еще одного толчка, скажем, ожидаемого повышения тарифов на ЖКХ - и стол переговоров Ющенко, Тимошенко и Януковича просто перевернут стихийным бунтом. Это будет уже не Майдан с песнями… Что тогда остается власти - силовой вариант, как случалось в России?

- Опасность социального взрыва есть, на это нельзя закрывать глаза. Будут и желающие возглавить акции протеста... Поэтому сейчас крайне важно консолидировать власть для эффективной работы и для честного разговора с обществом. Чтобы не решать проблемы экономики за счет простых людей. И чтобы не демонстрировать силу государства дубинками, водометами и слезоточивым газом. Задача власти - не допустить, упредить конфликт - это легче и во много раз дешевле, чем потом его локализовать.

- То есть вы уверены, что роль диктатора не рискнет сыграть никто из нынешних руководителей Украины? Могут ли вообще они объединиться, хоть как-нибудь?

(Долгая пауза.) - Сложный вы задали вопрос. На мой взгляд, и Ющенко, и Тимошенко, и Янукович - лидеры с сильной внутренней пружиной авторитаризма. Они хотели бы управлять всем безраздельно: и центральной властью, и местной, и экономикой, и судами, и прокуратурой, и крупным бизнесом. У каждого из них при внешней демократической риторике все-таки доминирует командно-административный подход. И найти общий язык они могут не из внутреннего побуждения, а лишь под жестким давлением обстоятельств. Думаю, быстро развивающийся кризис заставит их пойти навстречу друг другу ради страны. А если нет - тогда они будут сметены с верхнего этажа власти…

Фото автора