21 ноября
Загрузить еще

Сезон буллинга открыт: что делать, если вашего ребенка бьют

Сезон буллинга открыт: что делать, если вашего ребенка бьют
Фото: Фото: youtube.com

Первый звонок в школу прозвенел всего месяц назад, но из разных уголков Украины раздаются уже тревожные звоночки. Город Бердичев, Житомирская область: подростки жестоко избили сверстницу и попытавшуюся заступиться за нее маму. Город Изюм, Харьковская область: 15-летняя школьница побила одноклассницу за то, что та симпатизирует ее парню. Закарпатье: пятиклассница до крови колотит сверстницу смартфоном, потому что та плохо отозвалась о ее родителях. И это только начало сезона травли и буллинга.

Почему не помогают штрафы

В прошлом году в силу вступил закон о противодействии буллингу. И по словам экс-главы МВД по делам несовершеннолетних Алексея Лазаренко, внес определенные изменения в нашу жизнь. Ответственность за профилактику конфликтов полностью легла на плечи учебных заведений и родителей. Некоторые школы понемногу начали открывать двери: приглашать психологов, проводить тренинги для детей. Но пока довольно неспешно.

- По закону ответственность за содеянное наступает с 16 лет, - объясняет Алексей Лазаренко. - Если подростку 14-16 лет, то предусмотренный штраф оплачивают родители. Сама мера наказания, конечно, не действенная. Потому что обычно происходит следующее: родители платят штраф, хулигану влетает, он возвращается в толпу и выплескивает обиды на жертву. Или ничего не делает, а хвастает: "Ох, как же мне попало за то, что я его побил".  И останется героем в своей компании, и не чувствует наказания. Пока в школах не научились работать с подростковой агрессией в целом и с буллингом в частности, проблема не испарится сама собой. 

Помочь подростку понять причины агрессии или обид и начать с ними работать могут родители. В каждом городе есть службы по делам детей, где можно попросить консультацию психолога. 

- Конечно, нагрузка у психологов огромная, и больше двух консультаций провести, к сожалению, не смогут, - говорит детский психотерапевт Наталья Пашко. - Но даже этого бывает достаточно. 

Кроме государственных учреждений, есть фонды, которые тоже работают с трудными подростками. Например, организация "Волонтер" или Всеукраинский фонд "Защиты прав детей".

- Пару лет назад "Волонтер" создал студию развития для подростков, у которых были разные проблемы с законом, - продолжает Наталья Пашко. - Они проводили групповые тренинги на разные темы: о законодательстве, об эмоциях, о границах, о развитии эмпатии. Всего было 10 занятий. И я как-то попала к ним на тренинг и увидела, что дети приходят за час до начала и с нетерпением ждут. Стало любопытно, сколько же подростков дошли до конца программы. Оказалось, из 20 не дослушал занятия только один. 

Удачный проект из США

12 лет назад в украинских школах пытались реализовать программу школьной службы примирения, которая начиная с далеких 1980-х успешно работает в США. Идея заключалась в том, что подростки сами могут помогать ровесникам находить мирные способы решения конфликтов. Для этого школьникам нужно было пройти специальные курсы, после которых они смогут выступать медиаторами в спорных историях своих сверстников. Программа прижилась в гимназии города Жмеринка Виницкой области. 

- В 2007 году мы в педколлективе собрались и признали - у детей есть проблемы, о которых мы часто узнаем только тогда, когда случилась драка, - рассказывает "КП" в Украине" педагог по воспитательной работе Оксана Дацко. - Уже поставлены синяки и ссадины, и нужно что-то с этим делать. Мы понимали - детям проще открыться сверстникам, чем учителям или даже психологам. Так у нас появилась школьная служба примирения (медиации). 

Каждую осень во время каникул Оксана Дацко проводит тренинги для учеников, где рассказывает, как научиться слышать и понимать других. Для школьной службы медиации она готовит 12-20 человек. Обычно это старшеклассники, которые окончили 9-й класс и собираются в 10-11-й. У службы есть свой кабинет, куда ученики могут прийти после уроков и получить консультации. 

- Важно понимать, что медиатор - не советчик, - продолжает Дацко. - Он независимый участник, который дает высказаться обеим сторонам и потом совместными усилиями помогает найти выход из сложившейся ситуации. Его задача выяснить, что произошло между ребятами и какие шаги они готовы сделать, чтобы найти решение. 

Медиация - организационно несложный процесс, если соблюдать 4 основных правила. Все пришли на переговоры добровольно, в любой момент участники могут прекратить процесс, каждый в равной степени несет ответственность за происходящее и каждый готов слушать другого. Последний этап: решение конфликта. 

- Обычно участники предлагают извиниться, помириться. И если все согласны, то медиаторы предлагают закрепить слова на бумаге. Стороны подписывают документ, в котором может быть обещания больше не обижать, не бить и так далее. Эти бумаги гарантия того, что история не повторится. Если же конфликт возобновляется, мы возвращаемся к этим документам - смотри, ты давал слово, что прекратишь обижать человека, чего тогда твое слово стоит, если ты его не держишь. 

МНЕНИЕ ПСИХОЛОГА

У любого плохого поведения есть "хорошие" причины 

Детский психотерапевт Наталья Пашко объясняет: в любой школе найдется "трудный ребенок" или "белая ворона". Задача взрослых - понять причины конфликта до того, как случится непоправимое. И вот тут возникают проблемы. 

- В моей практике был случай: девочка жестоко избила другую, - рассказывает "КП" в Украине" Наталья Пашко. - Била в состоянии аффекта, не могла остановиться, ничего уже не чувствовала. Поднялось много шума, родителям суд назначил штраф за буллинг. Девочку сразу заклеймили: хулиганка, преступница. Но у любого плохого поведения есть "хорошие" причины. За таким поступком всегда стоит нереализованная потребность: ребенку очень плохо. И когда я поработала с этой девочкой, выяснилось, у ребенка сложности с контролем агрессии. Плюс она пострадала от боевых действий на востоке Украины. Это не отменяло ее тяжелейшего проступка. Но после моих консультаций мама "хулиганки" увидела, что ее ребенок не монстр, перестала вешать на нее ярлык "преступницы" и начала помогать работать с проблемой. Дети не могут критически мыслить, и, если мы называем их преступниками, это определяет их состояние и поведение: раз взрослые так говорят, значит я таким должен быть.

По словам Натальи Пашко, принятие других детей не возникает само по себе. Это как навык, и ему нужно учить. Если подростку никто не объясняет, что он важен и нужен так же, как важен и нужен другой человек, сами по себе такие знания не появятся. Причинно-следственные связи и критическое мышление в подростковом возрасте только формируются, и то, что решать конфликт кулаками плохо - для них не очевидно. 

- Очень важно говорить с подростками про границы: как их собственные, так и других людей, - продолжает наша собеседница. - Я, например, использую простую методику: стул напротив стола, становлюсь между ними и говорю: вот пространство, в котором я нахожусь. За его границы выходить нельзя, и это же легко выполнимо. Так и у каждого человека тоже есть границы: если их нарушить, можно причинить боль. Например, видимые границы нашего тела - это кожа. Сильно надавишь на руку, будет синяк. Это означает, что вы нарушили границы другого человека и несете за это ответственность. Есть невидимые границы: ранить можно словом. Если обозвать человекам, он расстроится. 

Куда звонить?

  • Национальная горячая линия по вопросам защиты прав детей: 0-800-500-225 или 772 с мобильного (с 12.00 до 16.00); 
  • телефон горячей линии по вопросам насилия и защиты прав детей Министерства социальной политики: 0-800-500-335;
  • телефон доверия для детей и подростков: (044) 515-23-74; (044) 566-15-48;
  • телефон психолога при Киевском городском центре соцслужб для семьи, детей и молодежи Крысова Леонида Петровича: (097) 702-97-35; (063) 158-50-21 (звонить можно до 22.00);  (044) 456-17-25 (круглосуточно); 
  • центр социальной помощи семьям в ситуациях домашнего насилия и при сложных семейных обстоятельствах: (044) 566-15-48.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Психолог о видео с избиениями школьников: Снимают, когда жертва не сможет дать отпор

На этот раз случай школьного садизма произошел в Житомире.