Загрузить еще

В Польше эксгумируют останки Леха Качиньского

В Польше эксгумируют останки Леха Качиньского
Фото: Фото: www.radiosvoboda.org

Спустя шесть лет после трагедии в Польше решили эксгумировать останки бывшего главы государства Леха Качиньского, который погиб во время авиакатастрофы Ту-154 под Смоленском в 2010 году. Об этом сообщили "Onet" со ссылкой на брата-близнеца Качиньского – Ярослава.

- Я согласен с решением эксгумации. В случае моего брата мы уже говорим о датах, - рассказал Ярослав Качиньский.

По его словам, расследование крушения самолета, которое проводило предыдущее правительство, было "скандалом" и многие должны нести за него ответственность.

СПРАВКА КП

Авиакатастрофа под Смоленском

Утром 10 апреля 2010 года президент Польши Лех Качиньский вместе с Первой леди вылетели из Варшавы в Смоленск на борту отечественного правительственного самолёта Ту-154М. Они хотели принять участие в мемориальных мероприятиях, посвященных памяти польских офицеров-жертв расстрелов НКВД в Катыне. 

При заходе на посадку в аэропорту "Смоленск-Северный" самолёт, опустился на критически малую высоту (ниже уровня взлетно-посадочной полосы), задел левым крылом березу на высоте 4 метра от уровня земли и развалился в воздухе. На борту самолёта было 89 пассажиров и 7 членов экипажа. Все они погибли. 

Инфографика: архив kp.ua

Рассматривались всевозможные версии авиакатастрофы: сбой навигационного оборудования, ошибки экипажа, неблагоприятные погодные условия, технические неисправности самолета, и даже операция российских спецслужб.

Версия России: Главной причиной аварии РФ назвала высокую туманность и неправильные действия экипажа. Расследование установило, что все системы самолёта до столкновения с землёй работали нормально, но из-за тумана видимость на аэродроме была ниже допустимой для посадки. Экипаж об этом был извещен. 

Версия Польши: Комиссия государственной авиации по расследованию авиакатастроф МВД Польши признала причиной катастрофы ошибку экипажа, в то же время подчеркнув недостаточное аэронавигационное обеспечение полёта со стороны диспетчеров аэродрома Смоленск-Северный, и указала на недостатки в техническом обеспечении российского аэродрома.

Неофициальные версии: В 2012 году генеральный прокурор Польши Анжей Серемет заявил, что на пассажирских сиденьях были найдены  следы тротила и нитроглицерина (он входит в состав большинства современных взрывчатых веществ. - Ред.).  Позже эту информацию опроверг глава военной прокуратуры Варшавы.

Брат погибшего президента Польши и бывший премьер-министр Ярослав Качинский опроверг версию о "несчастном случае" и раскритиковал расследование России. По его словам, диспетчеры аэропорта Смоленска дезинформировали пилотов польского самолета. Он также акцентировал внимание на телефонном звонке Владимира Путина премьеру Польши Дональду Туску, чтобы тот отказался от участия в полете и остался в Варшаве. Качинский также обвинил российскую сторону в  том, что она не раскрыла технические подробности катастрофы.

12 января 2011 года Межгосударственный авиационный комитет представил окончательный отчёт о расследовании причин катастрофы. Он назвал две основные: неправильные действия экипажа и психологическое давление на него. Польская сторона выдвинула ряд претензий к отчету, в частности касаемо того, почему аэропорт не был закрыт в связи с погодными условиями. Польша также обвинила МАК в том, что в расследование не сказано ничего о техническом состоянии аэродромного оборудования и работы диспетчеров. Таким образом Россия и Польша до сих пор не сошлись во мнении об окончательных версиях авиакатастрофы. В связи с этим в феврале 2016 года Польша по инициативе Мацеревича восстановила расследование трагедии.