Паровоз Ь-2062, или "Кукушка", - единственный в мире, сохранившийся до наших дней. За последние девять лет локомотив-долгожитель (собрали его в 1929 году и прозвали птичьим именем за звучный гудок, который уж больно напоминает голос кукушки) ни разу не покидал стены самого большого на постсоветском пространстве железнодорожного музея. Во время АТО депо, где находится коллекция, пережило не один обстрел. Чудом все экспонаты, включая "Кукушку", особо не пострадали. И вот как гром среди ясного неба - уникальный паровоз исчез!
В СБУ уверены: без мародерства не обошлось - экспонат видели на пункте пропуска "Успенка" на границе с Россией. В ведомстве даже обращались к представителям ОБСЕ - мол, не допустите грабежа. Но было уже поздно.
- Это неотъемлемая часть украинского культурного и исторического наследия. Мародеры несут полную юридическую ответственность с учетом норм международного гуманитарного права и действующего Уголовного законодательства Украины, - возмущена представитель СБУ Елена Гитлянская.
У представителей "ДНР" своя версия - "Кукушка" уехала с "культурно-дипломатической миссией", а компанию ей составил символ Донецка - пальма Мерцалова:
- С 16 по 18 октября в Таганроге проходят торжества по случаю 140-летия со дня Первого съезда горнопромышленников России. Официальным символом съезда является знаменитая пальма Мерцалова, которая также будет отправлена в Россию на время празднования. На этой выставке и будет представлен экспонат Музея истории и развития ДЖД.
Паровоз обещают вернуть, но донецкие железнодорожники считают, что съезд лишь предлог и маловерятно, что раритет добровольно вернут.
К слову, это далеко не первое испытание в судьбе "Кукушки". Паровоз уже пережил похищение в 2004-м. "Операцию" (а тогда паровоз стоял под открытым небом возле главного концертного зала города) провернули прямо средь бела дня. Крепкие парни в камуфляже подкатили с подъемным краном и увезли локомотив. На ноги тогда подняли всю милицию области.
Нашли "Кукушку" через неделю на пункте приема металлолома в соседней Ясиноватой. Вандалы успели полностью разрезать раритет на лом, а медную топку даже продать. Железнодорожники погрузили растерзанный паровоз в два КамАЗа и увезли на завод нестандартного железнодорожного оборудования. Там его восстановили по старым чертежам. На это ушли сотни тысяч гривен.