Окончание. Начало здесь>
В первой части интервью собеседник нашего корреспондента Евгений РЯДНОВ рассказал много интересного о сути бизнеса своего коллеги Бута и о том, как у Виктора появились конкуренты и недруги. Авиаперевозочная компания Бута перешла дорогу многим коммерческим фирмам на Черном континенте. После этого у него и начались серьезные проблемы.
ОТКУДА ВЗЯЛИСЬ ВРАГИ?
- Из-за чего же еще у Виктора начались проблемы?
- Нетрудно предположить, что в условиях транспортного кризиса такой нестандартный подход к ведению дел, когда Виктор приветствовался в Африке всеми сторонами, оказывался нужным сразу во всех, даже противоборствующих политических лагерях, Виктору трудно было не нажить врагов во многих видах бизнеса. Когда африканское небо затмевали крылья самолетов Виктора Бута, сбивая цены другим транспортникам, - вина за демпинг тоже возлагалась на него. Конкуренция. Наверняка собрались обиженные купцы, пораскинули мозгами, и как черт из табакерки делегировался от них один господин П., челночащий до недавнего времени с карманом алмазов, пока у него вдруг в аэропорту черная таможня не потребовала 20 штук отката за «жемчуга стакан» - вместо прежних 10.
- Можно подробнее?
- А у этого господина П. друзья в ООН... Пошел жалиться. Мол, русскому прииск отдали, поток вороватых копальщиков иссякает, порядок навели... Что делать? Явно посоветовали компромат собирать - компромата море на всех... Вот на Виктора чужих собак и стали вешать.
- Значит, этот господин П. использовал крышу ООН?
- Да, его тогда сильно понесло: тем более что он стал советником при ООН. Приехал в Дубай, самодельной ксерокопированной а-ля ООН визиткой в нос тыкал, по всем русским компаниям проехал, требовал распечатки телефонных звонков и копий инвойсов за услуги. Судя по всему, сумела эта банда нарисовать картину маслом - русская авиамафия засела в ОАЭ и вот-вот под себя весь мир подберет. Надавили, судя по всему, на местные власти, в результате чего Виктору не продлили очередную годичную лицензию.
- И что дальше?
- А дальше стали русские авиакомпании потихоньку выдавливать. Предлоги разные - самолеты старые, не соответствуют... падают, ломаются. Как свои падают - не замечают... Виктор просто был первым, чей бизнес закрыли, процесс до сих пор идет. Виктору пришлось уехать в Россию, империя распалась. Остались долги да несколько бортов с выработанным ресурсом. Господин П. не успокоился, умудрился довести дело в ООН до выдачи ордера на арест за какое-то отмывание. Не знаю точно, может ли ООН выдавать такие ордера или они Интерпол подключили. Ордер провисел пару лет, потом сменился генсек ООН Кофи Аннан, и ордер снялся за отсутствием состава. А может, и сам Интерпол снял.
ОСТРОВ В АРЕНДУ
- А почему Интерпол Виктора в России не трогал?
- А перевозка всяких грузов, в том числе и для американцев, так и осталась: компания «Халибертон» сидит в Дубае по настоящее время, до сих пор фрахтует русские самолеты в Ирак и Афганистан, закупает русские вертолеты, кока-колу местного розлива, рассылает тендеры. Как везде. Во всех Эмиратах, наверное, не осталось уже фирмы, которая бы что-нибудь им не продала. А почитать Интернет - возил Бут военное оборудование. Презервативы и посудомоечные машины - тоже военное оборудование?
- Американцы пишут, что Бут стал в Африке миллиардером...
- Никаких миллиардов у него нет и не было, хотя деньги у него в бизнесе и ходили приличные. Пока удавалось держать динамику компании на уровне. Вкладывал в самолеты, платил 300 единицам персонала большие оклады, много аренд, лицензий, штрафов. Сорил деньгами - катал за свой счет пару раз на своем Ту-154 по 150 человек на Мальдивы - Новый год встречать, снимал в аренду оба раза по острову. Это при том, что с деньгами уже были проблемы - слева сорил, а справа занимал. Я счета его уже тогда ему в долг оплачивал.
ТОЧКА КИПЕНИЯ
- Давайте хотя бы попытаемся догадаться, где, в какой точке Виктор мог насолить американцам, что они в него зубами вцепились?
- Я затрудняюсь сказать. Не является никаким секретом, что у Виктора, как и у многих перевозчиков и вообще у многих торговых компаний, был бизнес с самими американцами. Когда началась вся эта заваруха (афганская и т. д.), был очень большой спрос на авиаперевозки. Виктор, похоже, выполнял много американских заказов на авиаперевозки. Уже из-за самого большого самолетного парка и наличия пилотов с опытом полетов над нужными территориями.
- Если даже допустить, что Бут выполнял американские заказы, то, казалось бы, он делал для США благо. Зачем же его брать под колпак, тащить в тюрьму?
- Вы пытаетесь меня подвести под то, что, может быть, он перевозил вещи, которые американцы хотели бы оставить в секрете, чтобы об этом не знали остальные? Я уже такую сплетню где-то читал. Я не в курсе этого. Спросите у американцев.
- Я никуда не пытаюсь вас подвести.
- Виктора в данном случае правильно сравнивать с таксистом. Таксист ведь не знает, что пассажир везет в чемодане. Он может сказать это только со слов самого пассажира, и то если спросит. А если авиакомпания, то груз не словами описывается, это сопроводительные документы - инвойс, паковочный лист, имя отправителя, адрес получателя, заявленная декларация того, что он перевозит... Стандартный, международно практикуемый документооборот. Написать можно, конечно, все что угодно. Но далеко такой груз не улетит. В стране с очень строгими законами, оборудованием по последнему слову техники нельзя протащить ничего в обход. Все просвечивается. И если бы зашел груз с оружием, он был бы тут же просвечен, человек был бы посажен в тюрьму немедленно.
ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИЗИНГ
- Но ведь, наверное, у вас были какие-то мысли, какие-то предположения, версии, что произошло с Виктором? Почему его так загнобили американцы?
- Мне это непонятно, как и вам. Такое впечатление, что вся эта ерунда существует только в виде сплетен в Интернете.
- Но американцы говорят, что все всерьез.
- Пока за 10 лет наблюдения за всем этим процессом никто еще никому ничего не показал. А в Интернете можно читать все что угодно. В том же Интернете я, кстати, обнаружил некоторые моменты, свидетелем которых был.
- Например?
- Например, был такой случай, когда мы с Виктором вместе оказались в Восточной Африке. Прилетели в Найроби, там уже стоял под парами его маленький самолетик. Мы сели в этот самолетик и полетели. А этот самолетик находился там в лизинге, он его кому-то отдал. Да-да, он и так зарабатывал деньги. Этот самолет возил какого-нибудь политика местного, а этот политик платил Виктору за то, что он сдал ему самолет.
- Но ничего же крамольного!
- Ничего, это обычное дело. Мы прилетели в какой-то городок. Он ничего не говорил, что там будет. Оказалось, что там мероприятие организовано. И он туда прилетел, чтобы посмотреть, как это мероприятие проходит.
- А с чем связано это мероприятие?
- Виктор, получается, обеспечивал техническую сторону в виде авиационной поддержки. Мероприятие проводилось при помощи вертолета Ми-8, который принадлежал Виктору, с им же нанятым экипажем.
- И все-таки что же это за мероприятие?
- Там был некто Жан-Пьер Бемба. Он тогда был каким-то полупартизаном, полевым командиром. Вы же понимаете, страна находится в режиме гражданской войны. Потом он стал премьер-министром, насколько я знаю.
- И чего добивался этот самый Жан-Пьер?
- Там были два племени большие, между которыми была долголетняя вражда с резней. А этот Жан-Пьер Бемба, может быть, из человечности, а может, чтоб набрать политических очков для голосования, занялся примирением этих племен. И это мероприятие было посвящено перемирию. Все официально.
Люди были собраны на стадионе - с большой помпой, с журналистами, со всеми делами. Старейшины племен были принуждены там сплясать в обнимку ритуальный танец, частью которого являлось закапывание мачете в землю. Символ войны зарыли, целовались и т. д. Все это происходило при огромном количестве народа... Причем люди были собраны одновременно в нескольких городах и деревнях. Мы на вертолете, в котором был этот Жан-Пьер Бемба, Виктор, журналисты Рейтер, вооруженная охрана, еще куча гостей…
И мы перелетали с одного стадиона и садились на стадион другого города - это по 20 - 30 минут полета. Выходил этот Жан-Пьер. Стадион вставал, пел гимн, кричал от радости, приветствовал Бембу. Местная администрация, которая выражала свою лояльность, отдавала честь, рапортовала. Потом была беседа со старейшинами по протоколу, потом этот Жан-Пьер расхаживал по футбольному полю и двигал свою речь на суахили. Виктор переводил с его слов. Потом опять пели, присягали. Потом мы опять садились в вертолет и улетали в другой городишко. Так мы провели два дня.
- И что, Виктор при таком отношении с власть имущими никакой корысти себе не имел?
- Как же не имел... Концессиями и имел. Что-то у него уже получалось. А примитивной гостиничной скупкой украденных с приисков алмазов в сопливых платочках, как это делали все остальные бельгийцы и французы, он точно не занимался. Если б занимался, как все, не попал бы в эту историю. Бут не скупал мешками колтан, как один именитый швейцарец Крис Хубер, сидя в единственном уцелевшем здании в Кигали, в соседнем с нашим офисе.
- А кто такой Крис Хубер?
- Про Хубера есть здесь: http://www.grandslacs.net/doc/2343.pdf, советую почитать. Вот кого ловить надо было. (Крис Хубер - швейцарский бизнесмен, который основал компании Finconcord, офшор Finmining и Raremet. По некоторым источникам, все они подставные. - В. Б.)
А Виктор - другого масштаба человек. Он не вывозил награбленные минералы, а наоборот, ввозил в своих Ил-76 свои геологические партии с джипами, драги какие-то, трактора, экспресс-лаборатории, кирки-лопаты. Это то, что я видел сам, когда это все везлось вперемешку с нашими радиомачтами и дизель-генераторами... Самолеты забивались настолько, что нельзя было пользоваться туалетом, в бутылки приходилось писать.
- Что вам больше всего импонировало в Буте?
- Мне близка жизненная позиция Виктора: он не паразитировал на Родине, он, как очень немногие из россиян, единицы, извлекал бабло не из самих россиян, а из иностранцев. И это правильно. Виктор же в течение дюжины лет содержал сотни наших соотечественников, которые рожали детей, покупали жилье и вообще могли позволить себе достойный образ жизни. В этом Виктор преуспел - 300 граждан снять с иждивения госбюджета на 12 лет и обеспечивать по первому классу! Это ли не помощь? Кто столько может в России налогов заплатить, не взяв с нее ни копейки? Назовите мне еще имена. Думаю, навскидку и не сможете. Только за это его следовало бы вытащить из вонючей таиландской тюрьмы!
- А что было потом, когда империю Виктора разгромили?
- Виктор перебрался в соседний эмират - там нет аэропорта, собирался летать из удаленного другого эмирата, где у него разворачивалась база для обслуживания машин. Тоже пришлось бросить... А потом все пошло вразнос. Воронье налетело, все стали денег требовать, как в таких случаях бывает. Была у него какая-то вилла в ЮАР - продал, считай, что отняли за долги. Сейчас там китайское посольство. Под самый закат просил не отключать его спутниковые телефоны в долг. Провайдировали, пока сами чуть не разорились. Во всяком случае, спутниковый бизнес в моей компании накрылся из-за Витиного дефолта. Я с него долг не требовал - он из тех людей, у которых несколько десятков тысяч долларов, даже если они занятые, - не деньги: если ему дал - забудь, если у него взял, можешь не отдавать - никогда не спросит, даже если у самого нет...
|
НЕХОРОШИЕ ВОПРОСЫ
- И все же, как вы думаете, Виктор Бут и контрабанда оружия или чего-то другого совместимы или нет?
- Повторяю: статьи об этом блуждают в Интернете уже 10 лет, их читают миллионы... Согласитесь, если вас сводила судьба с человеком в течение нескольких лет и вы ничего подобного не видели, то в эти басни трудно поверить, тем более что вы имели возможность увидеть, во что превратились достоверно известные вам факты... Я уже говорил, что вполне допускаю, что на самолетах Виктора могло перевозиться все что угодно. Равно как и на самолетах любой другой компании. Потому что владелец компании не знает, не обязан и не может знать, что перевозит клиент на его самолетах. Все, что он может знать, это то, что задекларировал клиент. Если у клиента есть возможности или права обойти таможни или аэропортовские службы безопасности, то это дело не перевозчика. Его дело, чтобы его самолеты были в воздухе...
СПРАВКА «КП»
Колтан - ценная руда, твердый раствор колумбита и танталита, сырье для получения тантала, являющегося ключевым элементом в производстве конденсаторов, находящих применение во многих электронных устройствах. 80% всех разведанных запасов колтана находится в Африке, преимущественно в ДР Конго.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Где американские козыри?
Вот такая у нас получилась беседа с Рядновым. Кто-то из читателей обязательно скажет: «Да из Бута можно икону делать!» Такой сарказм будет понятен. Как понятно и то, что мой собеседник видел коллегу по бизнесу вот таким. И было бы, конечно, большим лукавством утверждать, что он напрочь лишен «дружеского субъективизма». Но разве, с другой стороны, агрессивно и предвзято настроенный американский суд беспристрастен? В рассказе Евгения (основанном на множестве фактов) мы видим Бута-бизнесмена. Да, рассказ сочится уважением и сочувствием. Да, в нем, возможно, умалчиваются какие-то важные факты. Да, Бут выглядит со слов моего собеседника нормальным предпринимателем, а не преступником-контрабандистом.
Все это так. Но на другом полюсе - обвинения американской стороны, напрочь отрицаемые Бутом. Они же вообще пока выглядят голословно и неубедительно. Грозные козыри, которые давно и с большим понтом обещала нам выложить Фемида США, до сих пор похожи на блеф.
Не знаю, может быть, американцы и держат в рукаве какие-то серьезные, ненадуманные факты. Посмотрим. Но в любом случае, чтобы понять суть происходящего с Бутом, надо учитывать разные взгляды и факты. В том числе и такие, как у моего собеседника. А пока никто нам не мешает думать, что некогда могучая авиакомпания Бута, успешно развернувшаяся не только на экономическом, но и на политическом рынке Африки и других регионов, сильно попутала карты американцам и их партнерам по глобальным интересам. Из-за чего и попала в немилость. А обвинения в оружейной контрабанде стали лишь эффектным поводом для того, чтобы убрать конкурента. Но не будем спешить с окончательными выводами. Посмотрим, что скажет американский суд. До истины еще далеко.