Oн превратил архитектуру в современное искусство, основательно переписав ее правила. Перепроектировал рейхстаг, водрузив на него стеклянный купол, но сохранив матерные «граффити» русских солдат. Поставил в центре Лондона удивительный яйцевидный небоскреб и построил самое большое на сегодняшний день здание в мире - Пекинский аэропорт, сверху имеющий формы дракона.
В числе его достижений - лондонский стадион Уэмбли, международный аэропорт Гонконга, небоскреб Херста в Нью-Йорке и построенный во Франции виадук Millau - самый высокий мост в мире (его центральная колонна превосходит по высоте Эйфелеву башню). А еще - здания университетов, больниц, музеев, заводов, школ и целые городские кварталы, уже возведенные или возводимые в данный момент едва ли не на всех континентах - от Аргентины до Индии. А в Абу-Даби он работает над сооружением экологически чистого «мини-города нового поколения»: его построят на 7-метровом подиуме, под которым будут курсировать электроавтомобили. Но на этом книга персональных рекордов Нормана Фостера отнюдь не заканчивается. Он победил рак кишечника и к своим 75 годам совершил полеты на 75 самолетах: лорд Фостер - заядлый пилот.
Испанские режиссеры Норберто Лопес Амадо и Карлос Каркас сняли про самого известного архитектора мира интереснейший документальный блокбастер под названием «Сколько весит ваше здание, мистер Фостер?». Когда смотришь на спроектированные Фостером небоскребы, и вправду складывается ощущение, что они невесомы.
|
«Сдаваться я не намерен!»
- Сэр Норман, что привело вас в кино?
- Участие в этом фильме не было в числе моих приоритетных дел. Но моя жена, ставшая одним из продюсеров картины, обладает магическим даром убеждения.
- Невозможно не задать вам вопрос, вынесенный в название картины: сколько же весят ваши здания?
- Спроектированный мной центр визуальных искусств в Сэйнсбери весит всего 5619 тонн. Сравните с Эмпайр Стейт Билдинг - оно весит 370 тысяч тонн. Думаю, что в сегодняшнем мире мы должны добиваться большего путем самоограничений.
- Вы рассказали в фильме о самом ужасном моменте своей жизни - когда доктора сообщили, что жить вам осталось несколько месяцев.
- Это было 10 лет назад. Намерения сдаваться у меня не было ни тогда, ни сейчас. Ведь у меня столько дел, обязательств! На следующий день после того как я узнал свой диагноз, мне нужно было лететь в Барселону. И я полетел! А еще купил себе гоночный велосипед. Тур де Франс я, конечно, не выиграл, но с тех пор принимаю участие в велосипедных марафонах.
|
|
- А о самом счастливом моменте можете рассказать?
- Такие моменты обычно в словах не нуждаются. Как тот, который показан в фильме, - когда мы с моим маленьким сыном запускаем в бассейне модель яхты. Видно, насколько счастлив я в эту минуту. И в профессиональном плане я счастлив. Обожаю то, чем я занимаюсь! Обожаю жизнь, получаю удовольствие от путешествий, вина, еды. Воспринимаю жизнь такой, какая она есть, и считаю себя счастливцем.
О любимых городах и сооружениях
- Какое из ваших сооружений нравится вам больше всего?
- То, которое я сейчас строю! Но очень люблю здание Гонконгского и Шанхайского банка, построенного в 1986 году. Считаю, что к числу лучших проектов относится и метро в Бильбао. Оно стало уникальной частью этого города, соединило подземную транспортную систему с миром наверху. Думаю, что инфраструктура города важнее, чем любое отдельное здание. Способ передвижения из одного района в другой, качество этих передвижений крайне важны.
|
- Вы считаете себя художником в архитектуре?
- Это само собой разумеется. Создание, завоевание, поиск красоты - вот что составляет смысл моей работы. Здание - это не просто здание. Я всегда настаиваю на этом подходе. Конечно, оно должно работать на всех уровнях, а не только производить хорошее впечатление…. И все-таки, если я строю мост, мне хочется сделать так, чтобы людей притягивала к этому мосту не только практическая необходимость перейти через реку. Для меня важно их желание совершить переход именно по этому мосту! Я хочу, чтобы мост становился символом города! Именно так произошло с нашим мостом Миллениум через Темзу. Так произошло и с рейхстагом. Государственный центр стал магнитом, притягивающим людей, желающих увидеть Берлин с ранее не известного им ракурса.
- Какой город нравится вам больше всего в плане архитектуры?
- Мне трудно ответить на этот вопрос. Я человек до мозга костей урбанизированный. Обожаю города, городскую среду. Попадая в тот или иной мегаполис, испытываю необъяснимый прилив вдохновения. Вот только что прилетел из Нью-Йорка и до сих пор нахожусь под впечатлением от этого города. Но такое же впечатление производит на меня и Москва, и Гонконг…
- Насколько сильно затронул вас кризис?
- Из полутора тысяч сотрудников я вынужден был уволить четыреста… Но самые трудные времена уже позади. Между прочим, в истории это уже было. Во время экономических кризисов 1870-х и 1930-х годов были сделаны наиболее существенные инвестиции в инфраструктуру! Париж был перестроен в 1870-е, Нью-Йорк стал таким, как мы его знаем, в 1930-е годы. Именно тогда были возведены и небоскреб Крайслер, и Эмпайр Стейт Билдинг. Вся инфраструктура железных и автомобильных дорог сложилась именно тогда. Пройдет десять лет, и, оглядываясь на кризис нашего времени, мы увидим огромные изменения к лучшему. Уверен, что очень-очень скоро по высокоскоростным магистралям мы сможем доехать из Лондона до Пекина всего за два дня. Увидите, так и будет!
|
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Норман ФОСТЕР родился 1 июня 1935 года в Манчестере в рабочей семье. После окончания архитектурной школы местного университета обучался в аспирантуре Йельского университета в США. В 1967 году основал в Лондоне собственную компанию «Фостер и партнеры», которая сейчас имеет офисы в 20 странах. Со дня своего основания компания выиграла около 500 главных архитектурных наград и 86 международных конкурсов. Архитектор, сделавший перестроенный им рейхстаг символом объединения Германии, является кавалером главных государственных наград ФРГ. А также лауреатом престижной архитектурной премии Прицкера и награды Принца Астурийского. Был трижды женат, имеет пятерых детей. Последняя жена - успешная испанская бизнес-леди Елена Очоа.