22 декабря
Загрузить еще

Генерал-майор Константин Брыль: «За должность на таможне нужно дать взятку $5 млн»

Генерал-майор Константин Брыль: «За должность на таможне нужно дать взятку $5 млн»

Таможня - одно из самых закрытых ведомств в нашей стране. По слухам, через границу едва ли не ежедневно беспрепятственно проходят целые караваны фур с контрабандой, а таможенники получают за это огромные взятки. В то же время пресс-служба комитета сообщает о задержании одного (в лучшем случае двух) контейнеров с нелегальным товаром…

Что же происходит на самом деле? Об этом мы спросили у экс-начальника департамента Службы внутренней безопасности Гостаможни Константина Брыля. Около месяца тому назад он ушел из таможни, громко хлопнув дверью.

«Тапочки» по 300 евро

- Валерий Хорошковский (глава Гостаможни. - Прим. ред.) предложил мне возглавить департамент Службы внутренней безопасности в январе 2008 года, - рассказывает Константин Брыль. - В Государственной налоговой администрации я руководил управлением по борьбе с коррупцией, которое занималось аналогичной деятельностью, поэтому сразу согласился. Было интересно попробовать себя в новой сфере деятельности. Да и Валерий Иванович был настроен решительно - хотел очистить таможню от взяточников.

- Вверенный вам департамент существовал в Гостаможне и раньше. Получается, он работал только формально?

- Можно сказать и так. Руководители управлений на местах подчинялись начальникам региональных таможен. Такая зависимость не позволяла им сообщать в главк о тех нарушениях, которые допускало их непосредственное руководство. С помощью Валерия Ивановича мы изменили ситуацию. Теперь люди подчинялись мне, а я - председателю.

Нововведение сразу принесло плоды. Уже через несколько недель я начал получать информацию о реальном положении дел.

- Через какие таможенные посты проходило самое большое количество контрабанды?

- В первую очередь через таможни в Западном регионе страны. Так называемые дыры существуют в Ягодине, в Ужгороде, в Черновицком регионе и Львовской области.

- А как же Одесский порт?

- Там тоже много проблем. Оттуда теневые товары без уплаты таможенных сборов уходят транзитом в Российскую Федерацию. В целом поток перевозок огромный: в месяц от 15 до 18 тысяч контейнеров. Контролировать ситуацию очень тяжело.

- Говорят, существует «серая» и «черная» контрабанда. О чем идет речь?

- Раньше в основном была «черная». Огромные партии товара приходили в Украину вообще без регистрации. Например, в базах таможни нет записи о ввозе дорогих плазменных телевизоров по цене более 30 тысяч долларов США. А в магазинах такие телевизоры есть. Спрашивается: откуда они там взялись? Мы начали пресекать такие явления. И тогда появилась «серая» контрабанда. В этом случае товар регистрировался, но по заниженной (в десятки раз!) стоимости. В результате таможенные сборы собирались минимальные, а сотни тысяч гривен (те самые, которые должны были поступить в государственный бюджет) оставались в кармане «предпринимателей».

- Можете ли вы привести конкретные примеры?

Как доказать виновность таможенника? Это можно сделать лишь в момент прохождения груза. Потом уже поздно. Нет товара - нет преступления.

- Пожалуйста! По официальным данным баз регистрации товара, в Одесский порт постоянно поступали грузы с тапочками. А реально нечистые на руки бизнесмены ввозили дорогую обувь. Цена одной пары могла составлять 300 евро! Такая же ситуация была и на западных направлениях. Львовскую таможню проходили машины с парфюмерией. По документам один флакон французской туалетной воды стоил 3 доллара США. А можно ли купить Гуччи или Сен-Лорана за такие деньги в магазине? Конечно нет!

- Транзитные товары сначала везут на склады?

- Да, таких безымянных складов много в Сумской, Черниговской, Харьковской областях. Но ими никто не интересуется. Видимо, бизнесмены подкупают не только таможенников, но и другие силовые органы.

«Я нигде не видел такой корпоративности»

- Ясно, что подобные вещи не могли происходить без негласного разрешения таможенников. Какие взятки получают инспекторы, например, на Львовской таможне?

- Поймите простую вещь. Инспектор никогда не пропустит контрабанду, если он не знает, что наверху его прикрывает непосредственное начальство. А там должны быть уверены в полной поддержке вышестоящего руководства, которое имеет договоренности с другими силовиками.

- Проще говоря, рука руку моет?

- Конечно. Я работал в милиции, в Совбезе, налоговой. Но нигде не видел такой корпоративности, как в таможне. Эта система за годы независимости нашей страны прогнила насквозь. Искоренить ее можно одним путем - уволить всех до одного. Судите сами. Если милиционер и налоговый инспектор совершили служебный подлог, это обязательно отразится в документах. Соответственно, можно будет возбудить уголовное дело, провести расследование и привлечь человека к ответственности в суде. А как доказать виновность таможенника? Это можно сделать лишь в момент прохождения груза. Потом уже поздно. Нет товара - нет преступления. Конечно, в таможне есть и порядочные люди. Но их, к сожалению, меньшинство.

- Тем не менее вашему департаменту все-таки удавалось брать взяточников на горячем?

- Да. Например, на Львовской региональной таможне. Как-то мы получили из Польши информацию о том, что от них ушли фуры с бытовой оргтехникой. Таможенные платежи составляли 500 - 600 тысяч гривен. Но у нас был зарегистрирован другой товар. Вместо оргтехники - пластиковая вагонка. В результате казна получила всего 50-60 тысяч гривен. Показательно?

Расследование этой аферы сотрудники СВБ сняли на видео и показали на коллегии. Потом было проведено служебное расследование, материалы которого передали в прокуратуру. Около 50 человек были уволены из таможни.

- Сколько на этой «операции» заработали таможенники? От начальства до инспектора…

- Согласно законодательству наш департамент не имел права заниматься оперативной работой. Мы могли только проводить проверку и после ее окончания передавать документы в другие правоохранительные органы. Поэтому я не могу дать вам официальной информации. По слухам, за проход одной такой фуры таможенники брали от 25 до 30 тысяч долларов США. Если за день проходят десятки таких фур, можете сами посчитать, каковы были реальные суммы.

- А сколько берут на лапу за один контейнер контрабанды в Одесской таможне?

- Опять же по непроверенным данным, от 1000 до 2000 долларов. В зависимости от того, насколько серьезно нарушается закон. Конечно, эти деньги «дербанят» между всеми участниками преступления.

- Какое количество преступных фактов СВБ удалось выявить за 10 месяцев вашей работы в Гостаможне?

- Больше 40 материалов передано в прокуратуру, по 14 из них возбуждены уголовные дела, 4 человека были осуждены. У других силовиков аналогичные показатели намного меньше. Доходило до того, что нам приходилось выбирать, чем заниматься в первую очередь - просто не хватало людей. Их у меня в главке было 24 человека, а в целом по Украине около 200.

«За назначение на должность дают взятку 5 миллионов долларов США»

- Говорят, уволенные за время вашей работы в таможне люди пытаются восстановиться в должности любыми путями…

- Да. Но я думаю, пока там Хорошковский, у них ничего не выйдет. Отмечу, что до прихода Валерия Ивановича в таможню там не было накопительной электронной базы личных дел в отношении каждого из сотрудников. Проще говоря, все дела были чистые. И лишь поговорив с людьми, можно было выяснить, были ли у того или другого человека проблемы с законом.

- Получается, назначая человека на должность, начальство не располагало информацией о нем?

- Абсолютно верно. И вот что еще меня поразило. Например, генерал милиции никогда не согласится занять должность ниже своего звания. А здесь уволенный по факту нарушения законодательства экс-начальник региональной таможни был готов идти работать главным инспектором. Надеялся, что спустя несколько лет ему удастся занять свое старое кресло. Да что там говорить! По слухам, таможенники платят за кадровые назначения и продвижения по службе астрономические суммы. Говорят, доходило до 5 миллионов долларов США…

Окончание интервью Константина Брыля читайте в завтрашнем номере «КП».

ИЗ ЛИЧНОГО ДЕЛА

Константин Брыль родился 14 апреля 1970 года в Донецке. Закончил Суворовское, а также Омское высшее общевойсковое училище и Национальную академию МВД Украины. Работал в МВД, ГНАУ, Совбезе, Государственной таможенной службе Украины. Заслуженный юрист Украины. Генерал-майор налоговой милиции. Государственный советник таможенной службы III ранга.