Коммунальные тарифы в Украине не соответствуют платежеспособности граждан, но это еще не самые плохие новости. Дело в том, что суммы в квитанциях часто значительно отличаются от того, что было использовано на самом деле, и понятно, что не в пользу потребителя. Почему такое происходит и что с этим делать? Корреспондент Коротко про обсудила возможные проблемы с экспертами.
По словам профильных экспертов, показания в квитанциях действительно могут быть выше реальных. Конечно, в некоторых случаях цифры могут и «дорисовать», но главная причина – несвоевременное предоставление показателей.
– Если не подавать своевременно данные счетчика, то потребление насчитывают по среднему, а это гораздо выше цифры, – отметил в разговоре с Коротко про глава Союза потребителей коммунальных услуг Олег Попенко. – Чаще именно это является главной причиной.
Аналогичные пояснения дают официальные источники. Так, например, на днях в ОАО «Запорожьеоблэнерго» напомнили, что согласно законодательству потребитель обязан передавать показания электросчетчика в срок за последние 2 дня текущего месяца плюс 3 первых дня следующего месяца.
"Если ПАО «Запорожьеоблэнерго» не получает ваши показания в установленный срок или показания были переданы по номеру лицевого счета по квитанции и не были засчитаны нашим программным комплексом, в соответствии с требованиями законодательства мы обязаны самостоятельно произвести расчет ваших показаний по среднесуточному потреблению. Этот расчет может не совпадать с вашими реальными показаниями".
Если вовремя не подали показатели, программа рассчитывает потребление исходя из прогнозируемых показателей, соглашается энергетический эксперт Юрий Корольчук. Но даже когда все сделано вовремя, возможны нюансы.
– Есть так называемые расчетные данные, которые вносят сами организации – поставщики электроэнергии, газа, воды, тепла, – пояснил Корольчук в комментарии Коротко про. – Это касается многоквартирных домов. Например, показатели отопления могут коррелироваться согласно погоде, работе теплопункта, показателей общедомового счетчика и т.п. На самом деле это не столь частая проблема, но она может быть связана с такими перерасчетами. Но если корреляция достаточно существенна или случается настолько часто, что потребителю это кажется подозрительным, нужно разбираться.
Еще одной причиной слишком больших сумм в платежках является несделанная поверка счетчиков. До войны регулярная поверка счетчика была обязательной, однако в начале военного положения эту процедуру отменили. Многие потребители успокоились этой информацией и не обратили внимания на другую: с июня 2023-го обязательную поверку бытовых счетчиков возобновили. И если ее своевременно не сделать, потребление будет начисляться по нормам, а это почти всегда намного выше ваших цифр.
Поверку счетчика могут отложить:
Подробно о том, как и когда нужно делать поверку, что ожидает потребителя, который вовремя ее не сделает, и что делать тем, кто сейчас живет за границей, мы писали здесь.
– Я передаю показания на сайте komunalka.ua, – рассказывает жительница Киева Оксана. – Несколько месяцев назад, когда я в очередной раз собиралась передать показатели, заметила, что предыдущие цифры выше, чем я передавала. Сразу написала в чат Центра коммунального сервиса (ЦКС) в фейсбуке, и они ответили, что по неизвестным причинам мои показания не были зафиксированы. Они попросили прислать скрин письма, которым сообщалось о фиксировании показаний, я послала - и проблема была решена.
- Какова бы ни была причина завышенных показателей и сумм в квитанциях – несвоевременно представлены данные счетчика, техническая ошибка или сознательное завышение, нужно обращаться – через сайт, чат-боты, по электронной почте или позвонить – в снабженческую компанию и выяснять этот вопрос, - подытожил Юрий Корольчук. - В очередях стоять не нужно – в большинстве случаев все это можно сделать даже не выходя из дома.