После продолжительных дискуссий законопроект о повышении налогов №11416-д был все же принят в первом чтении. Документ, в частности, предусматривает увеличение ставки военного сбора с 1,5% до 5%.
Чиновники как заведенные повторяют, что рост налогов поможет армии и другого выхода просто нет. Но так ли это на самом деле и какие есть альтернативы повышению военного сбора? Эти вопросы журналист Коротко про обсудила с экономистами.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко говорит, что больше всего нововведение ударит по ФЛП, которые сейчас военный сбор не платят, а согласно документу будут платить. Сейчас многие ФЛП просто «моют деньги», и немалая часть из них просто закроется, отметил экономист в беседе с Коротко про.
Если говорить о наемных работниках, то от роста ставки военного сбора более чем втрое совершенно не пострадают те, кто работают неофициально и получают зарплату в конверте наличными. А вот на доходах бюджетников и прочих работников, которые получают всю зарплату официально, налоговые нововведения скажутся сильнее всего. Больше всего пострадают самые бедные, поскольку такое повышение военного сбора заберет у них существенную часть и без того мизерного дохода.
Аналитик Алексей Кущ обращает внимание, что в поисках денег на покрытие дефицита бюджета отечественные законодатели с завидным упорством пытаются собрать еще больше налогов с тех, кто и так платит, но при этом ничего не планируют делать с теми, кто не платит. Между тем только путем детенизации торговли можно найти резервы наполнения госбюджета, и тогда не придется увеличивать налоги для населения.
- О том, где искать деньги, рассказала бывшая уполномоченная США по восстановлению Украины Пенни Прицкер, по словам которой, значительная часть теневой экономики в Украине сосредоточена на рынке бытовой электроники, - напоминает Алексей Кущ. - Речь идет о компаниях, которые завозят и реализуют товары по «серым схемам», например, пользуясь конгломератами ФЛП.
Имея 200 ФЛП, зарегистрированных на менеджеров, кассиров, водителей или подставных лиц, можно сформировать валовой оборот годовой выручки в размере 1 млрд грн, поясняет аналитик. И вместо 20% НДС на импорт «материнская» торговая сеть заплатит лишь 5% единого налога с «ручных ФЛП», а налог на прибыль не будет платить вообще.
Налоги на труд не пришлось бы повышать, если бы правительство решилось на немыслимый для себя шаг и обложило налогом сверхприбыли банков. По словам Алексея Куща, такой налог позволил бы вообще отказаться от дополнительных налогов на зарплату и малый бизнес. Но против этого категорически выступают НБУ и Минфин.
- Они уже даже пригрозили внести пункт о невозможности такого налогообложения в меморандум с МВФ. А потом подадут это как требование самого фонда. Это запредельный уровень цинизма: в стране нет денег, но есть сверхприбыль банков, надутая за счет дотаций Нацбанка в размере 227 млрд грн процентов по депозитным сертификатам за время войны. И оказывается, что эту прибыль нельзя даже обложить налогом по повышенной ставке: по мнению НБУ и Минфина, банки могут «сильно пострадать».
Есть и другие варианты – например, введение прогрессивного подоходного налога для физических лиц с высокими доходами (кроме зарплат военных), повысить НДС на лакшери-товары, сократить возмещение НДС при экспорте сырья. Но «содрать» налоги при выплате зарплаты, особенно с бюджетников, гораздо проще.
Аналитик Даниил Монин поддерживает предложение коллег снять с банкиров 50% налога с их «ренты с бюджета». При этом эксперт уверен, что даже если этого не делать, никакой необходимости в срочном поднятии налогов сегодня нет.
- Арифметика здесь несложная, - говорит Монин. - Налоговые поступления за 8 месяцев сводного бюджета выше прошлогодних показателей на 316 млрд грн. Плюс ЕСВ около 45 млрд - итого 360 млрд грн. При такой динамике превышение налоговых поступлений по итогам года по сравнению с 2023-м окажется на уровне 500 млрд грн, с налогом на банки - все 550 млрд грн. В то же время расходы на безопасность выросли на примерно на 300 тыс. грн, то есть у государства есть резерв в 200-250 млрд грн.
При этом у нас по расходам на медицину, образование, социальные и пенсионные расходы ожидается рост около 140 млрд в 2024 году, продолжает аналитик. Наибольший рост расходов в 2024-м прогнозировался по обслуживанию долгов, фактически 200 млрд грн. Но поскольку их реструктуризировали, расходы и в этом, и в следующем году сократились.
До середины лета можно было сказать, что Украина получает в 2024 году намного меньше грантов. Но, напоминает Монин, в августе в страну зашло 228 млрд грн грантов, ждем еще 3,9 млрд долларов от США и 1,5 млрд от ЕС. То есть прогноз грантовой помощи с учетом девальвации гривны выходит на уровне 503 млрд грн против 443 млрд грн в прошлом году.
- Что касается западного финансирования, то 38 млрд по среднему курсу 40,5 – это практически то же самое, что 42,5 млрд по курсу 36 (как было в 2023-м). То есть рассказы о том, что Минфину надо напечатать в конце года 300 млрд – это неверная информация, - подытожил Даниил Монин. - Да и сам Минфин не спешит выпускать ОВГЗ в ускоренном режиме. Вывод очевиден: денег нам хватит и без роста военного сбора. Для надежности можно взять с банков 50%-ный налог авансом за 2024 год, что, кстати, заложено в 11416-д. Это компенсирует то, что НБУ не заплатил в бюджет, организовав схему суперприбыльности банков за счет своей прибыли.
Трудно не заметить странные совпадения: одновременно с принятием резонансных законов, согласно которым украинцам придется в очередной раз «затянуть пояса», часто обнародуется информация о просто вопиющих случаях коррупции.
Напомним, что на прошлой неделе ГБР разоблачило «семейный подряд» на Хмельнитчине, когда чиновница с сыном «заработали» миллионы на уклонистах. Руководительница Медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК) Татьяна Крупа и ее сын, который занимает должность руководителя облуправления Пенсионного фонда, обогатились на подделке медицинских заключений. Дома у чиновников нашли почти 5,244 млн долларов, 300 тыс. евро, более 5 млн грн, брендовые украшения. Также изъяты документы, подтверждающие незаконную деятельность должностных лиц и отмывание ими денег через различные бизнес-проекты.
Неудивительно, что на фоне таких новостей соцсети просто взорвались: пока одни воруют миллионы, другие должны отдавать последнее.
- Все эти коррупционные скандалы выглядят как игра на публику, развлечение для народа, - отметил Охрименко в комментарии Коротко про. – Что касается налогов, то в условиях войны повышать налоги – это нормальное явление. Нам на войну надо 2 трлн грн, так что это, по всей видимости, не последнее повышение. На очереди – НДС, Гетманцев об этом уже не раз сказал. Военный сбор и НДС – это те налоги, которые быстрее и проще всего наполнят бюджет.
Комментарий экономиста Александра Гаврутенко, возможно, немного успокоит страсти. По его словам, наибольшей проблемой новый размер военного сбора станет для тех, кто регулярно не донатит на ВСУ. Каким бы ни был размер принудительного военного сбора, говорит эксперт, он одинаково болезненно отражается на всех, кто так и не понял свою роль и обязанности как граждан страны, которая защищается от внешней военной агрессии.
- Я бы не хотел сравнивать тех, кто просто не платит, с теми, кто еще и ворует у государства, но, по сути, это очень похожие явления, хотя масштабы разные, - подытожил экономист в беседе с Коротко про. – А праведное возмущение в соцсетях по резонансным выявлениям коррупционеров часто оказывается просто способом оправдать самих себя на фоне действительно запредельных негодяев.
В то же время Даниил Монин считает, что после вышеупомянутого скандала событий с принятием предложенного пакета поднятия налогов могут возникнуть проблемы. По его словам, на фоне миллионов долларового кэша у государственных чиновников рост налогов выглядит как издевательство над бизнесом и населением.